Предыдущая Следующая

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

Реформа русской армии началась в 1699 г., и к 1701 г., после нарвского поражения, темпы преобразований в военной сфере заметно ускорились. Пётр I, не гнушавшийся заимство­вать полезный опыт даже у против­ника, решил создать новую армию во многом по шведскому образцу. В первую очередь это коснулось её комплектования. Как и в Швеции, армия в России стала формировать­ся по принципу рекрутской повин­ности, когда 10—20 крестьянских или посадских (городских) дворов поставляли по жребию на пожизнен­ную солдатскую службу одного чело­века (рекрута). Введение рекрут­ской повинности позволило Петру I резко увеличить численность своих войск. С 1705 г. уже вся русская ар­мия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус состоял из дво­рян, для них государственная служ­ба была обязательной и пожизнен­ной. Чтобы получить офицерский чин, дворянину приходилось не­сколько лет отслужить солдатом в привилегированном гвардейском полку — Преображенском или Семё­новском. (Позднее к ним добавились Измайловский и другие полки.)

Следовало по-новому организо­вать и полевую армию, состоявшую

Ташка (гусарская сумка). Вторая половина XVIII в.

182

 

 

 

 

в 1699 г. из 2 гвардейских, 28 пе­хотных и 2 драгунских (драгуны — особый род войск, смешанная кава­лерия) полков, разделённых на 3 ди­визии (генеральства). После рефор­мы в армию входили 47 пехотных и 5 гренадерских (гренадеры — отбор­ная пехота) полков. Старую дворян­скую конницу расформировали и в 1702 г. создали новую кавалерию (9 полков). Численность её весьма быстро росла, и к 1711 г. в русской армии было уже 33 кавалерийских полка. Пётр I ввёл в их состав и ар­тиллерию, что в западноевропей­ских армиях вошло в обычай лишь 50 лет спустя. Русские войска обуча­лись принятой в Европе линейной тактике — построению в длинные линии для ведения огня по всему фронту. Для этого полки выводились в летние лагеря. Пётр I возродил и двусторонние боевые учения, ранее проводившиеся только в легионах Древнего Рима.

Всем, что касалось армии, отныне ведал Правительствующий сенат и подчинённая ему Военная коллегия — министерство обороны Петровской эпохи. При Петре I в России возникли новые артиллерийские и оружейные заводы, было организовано беспере­бойное снабжение войск, для чего оборудовались специальные склады (магазины). Усиленными темпами строился русский военный флот на Балтийском море.

После нарвского разгрома в пре­дельно короткий срок была создана новая артиллерия (более 300 орудий). Царь считал это столь важным делом, что для скорейшего получения меди, шедшей на изготовление пушечных стволов, снимались колокола со звон­ниц и храмов. Современники по-раз­ному относились к этому: одни хвали­ли, а другие проклинали Петра.

Нельзя сказать, что преобразова­ния в военной сфере прошли гладко. Самым большим недостатком рефор­мы стало введение нового — и край­не неудачного — обмундирования для солдат и офицеров. Скопированное с западноевропейских образцов, оно не годилось для сурового российского климата и часто служило причиной тяжёлых травм и болезней.

Преобразования в армии не за­медлили сказаться на ходе войны со Швецией. В 1709 г. у Полтавы состоя­лось генеральное сражение между русской и шведской армиями. После ожесточённой схватки, когда против­ники несколько раз сходились в шты­ки, русские войска полностью раз­громили шведов и обратили их в бегство. Потери армии Карла XII до­стигали 9 тыс. убитыми; 16 тыс. чело­век были взяты в плен. Сам король едва не попал в плен и бежал вместе с горсткой верных офицеров в Турцию. Полтавская битва стала одним из ве­личайших триумфов русского оружия.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org