Яркие выступления всесторонне
образованного ярославского депутата обратили на себя внимание. Щербатов стал
фактическим руководителем одной из комиссий и подготовил проект закона о
правах третьего сословия («среднего рода людей»). В Одновременно разворачивается
его деятельность как учёного и официального историографа. В М. М. Щербатов работает в
архиве. 223 быв увлекаемы легкомыслием и
новостью, в злейшие себя несчастия ввергает»; подобное случалось и раньше, но
всегда «увлечённые в преступления народы вины свои признали, и спокойствие
России возвратилось». Приступая к своему главному
труду, посвящённому истории России, Щербатов не имел специальной исторической
подготовки и по ходу его создания учился работе с историческими источниками.
Он задумал не просто свести воедино известия летописцев, а проследить и
объяснить связь исторических явлений «до тайных пружин и до притчин
сокровенных». При этом историк исходил из того, что «страсти» и «склонности»
людей во все времена одинаковы: славолюбие, властолюбие, корыстолюбие. Попытки
осмыслить историю у Щербатова порой остроумны, порой наивны — например, когда
он объясняет казни бояр в эпоху опричнины Ивана IV склонностью
царя «к распутной жизни» и пьянству. В других случаях его выводы близки к
принятым в современной науке: успех татарского нашествия Щербатов связывал с
политической раздробленностью Руси и военным превосходством монгольской
армии. К тому же, рассказывая о деяниях князей, автор считал необходимым
дополнить их «рассмотрением о состоянии России, её законов, обычаев и правлений».
Следуя примеру Щербатова, последующие историки (Н. М Карамзин, С. М. Соловьёв)
стали помещать в своих трудах подробные очерки внутреннего состояния страны. Есть у «Истории...» князя
Щербатова и ещё одна особенность. Её автор, описывая столетия русской
истории, твёрдо проводит свою заветную идею: правители не должны выходить из
«пределов своей власти» и допускать несправедливость по отношению к знати:
«Обычай был весьма похвальный тогда в России, что государи никакого знатного
дела не предпринимали без совета своих родственников и бояр: часто верность
отечеству и государю превозмогала подобострастие к самодержавному монарху, и
сии почтенные советники дерзали против намерений государя спорить». Отказ от
этого правила — «плоды самовластия» — неизбежно приводит к ослаблению
государства, как это и случилось после смерти Ивана IV. |