Главная Следующая

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

1812 ГОДА

ОТСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ

12 июня 1812 г. войска императора Наполеона Бонапарта перешли че­рез реку Неман и вторглись на тер­риторию России. Началась Отечест­венная война 1812 года.

Перейдя Неман, Наполеон зая­вил маршалам: «Армии Багратиона и Барклая никогда не встретятся». Дей­ствительно, русские армии нахо­дились в тяжелейшем положении. Над ними нависла угроза окружения численно превосходящим против­ником. Русское командование пла­нировало заманить французские войска к укреплённому лагерю под Дриссой, окружить их там и разгро­мить. Вышло иначе. Пётр Иванович Багратион (1765—1812) и Барклай-де-Толли (1761 — 1818) понимали, что первоначальный план провалил­ся: 2-я армия Багратиона оказалась отрезанной. В этих условиях Дрисский лагерь превращался не в укре­пление, а в ловушку для армии ге­нерала Барклая-де-Толли, где она была бы блокирована со всех сторон французами. И командующие армия­ми приняли тяжёлое, но единствен­но возможное в тех условиях ре­шение — отступать. Главную роль в его принятии сыграл осторожный и прозорливый Барклай, так как более решительный генерал Багратион на­стаивал на немедленном сражении. Основной задачей русских армий стало их соединение, чему настой­чиво пытался помешать Наполеон.

Русская армия, отступая, непре­рывно наносила удары по врагу, пе­реходила в контратаки, изматывала противника. В арьергарде 2-й армии шли казаки донского атамана Матвея Ивановича Платова (1751 — 1818), перед которым Багратион поставил задачу всеми силами сдерживать на­ступление французов, не давать им окружить 2-ю армию. Под городком

Мир в Белоруссии Платов устроил французам засаду. Целая кавалерий­ская бригада французов попала в эту ловушку и была почти полностью уничтожена.

Наполеон стремился во что бы то ни стало окружить 2-ю армию. Он приказал корпусу маршала Даву бы­стрым маршем опередить Багратио­на и отрезать ему пути к отступле­нию. Дважды Даву пытался сделать это, и дважды умелым манёвром Баг­ратион выводил свои войска из-под угрозы. И всё же у села Салтановка под Могилёвом Даву удалось прегра­дить Багратиону путь. С другой сто­роны приближались силы Жерома Бонапарта. 2-я армия оказалась на краю гибели...

Н. Самокиш.

Подвиг солдат

Раевского

под Салтановкой.

275

 

 

Ф. Вендрамини.

Барклай-де-Толли.

Гравюра.

Бой был кровопролитным, обе сто­роны несли большие потери. На­конец Даву решил, что перед ним главные силы армии Багратиона, и отошёл, готовясь на следующий день продолжить сражение. За это время Багратиону удалось перейти Днепр и оторваться от французов. План На­полеона по окружению 2-й армии не удался. Не удалось и навязать рус­ской армии генеральное сражение, в котором французы имели бы все шансы на победу благодаря своему численному перевесу. Рассержен­ный, Наполеон удалил Жерома из ар­мии и заменил его своим приёмным сыном Евгением Богарне. Войска Багратиона двигались по направле­нию к Смоленску.

В те же дни отступала и 1-я ар­мия Барклая-де-Толли. Её пресле­довали главные силы французов во главе с Наполеоном. В 12 верстах от Витебска, у местечка Островно, Наполеону удалось настичь полки Барклая. Прикрывать отход главных сил Барклай поручил корпусу гене­рала Остермана-Толстого. Русские солдаты мужественно сопротивля­лись натиску французов. Но силы были слишком неравными. К коман­диру корпуса подбегали офицеры и говорили, что убито много артилле­ристов, почти не осталось пушек. «Стреляйте из оставшихся!» — отве­чал генерал. Корпус таял с каждым часом. У Остермана спросили: «Силы на исходе. Что же делать?». — «Сто­ять и умирать!» Эти слова русского генерала вошли в историю.


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org