Предыдущая Следующая

Отношение к правительству? Первый этап революции дал власть буржуазии. Второй этап, как заявил оратор, должен пере­дать её в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. «Ника­кой поддержки Временному правительству, — заявил В. Ленин, — разъяснение полной лживости всех его обещаний...» Чего же долж­ны добиваться большевики? Их цели: «Не парламентская респуб­лика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Устранение полиции, армии, чиновничества. Национализация всех земель в стране...».

Большевики не сразу поняли и приняли Апрельские тезисы. Даже В. Молотов позднее признавался: «Я никогда не был против Ленина, но ни я, никто из тех, кто был всегда с Лениным, сразу толком его не поняли. Все большевики говорили о демократиче­ской революции, а тут — социалистическая!». В течение апреля В. Ленин настойчиво и упорно убеждал своих соратников поддер­жать его программу. «Вы, товарищи, относитесь доверчиво к пра­вительству, — говорил он. — Если так, нам не по пути. Пусть лучше останусь в меньшинстве». Окончательную победу Владимир Ленин одержал на Всероссийской конференции партии, проходившей 24—29 апреля 1917 г. Дольше других свою позицию отстаивал Л. Каменев. Речь на конференции он закончил словами: «Путь про­летарской революции один. Но если мне предлагают сделать этот путь на аэроплане, то я откажусь, потому что в таком случае я при­еду один, а я хочу прийти к ней с массами». Апрельская конферен­ция одобрила все основные положения Ленина. Партия к этому моменту уже значительно выросла — до 80 тыс. человек.

В ДНИ ОКТЯБРЯ

В сентябре В. Ленин выдвинул идею взять власть путём вооружён­ного восстания. Как и в апреле, ему пришлось преодолевать сопро­тивление почти всего руководства партии. 29 сентября он даже поставил ультиматум. «Мне приходится подать прошение о выхо­де из ЦК, — писал он, — что я и делаю, и оставить за собой свобо­ду агитации в низах партии и на съезде партии» (см. ст. «Октябрь­ский переворот»). Но в конечном итоге на заседаниях ЦК партии

ИЮЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ

В мае и июне 1917 г. большевики ещё терялись в обшей массе социалистиче­ских партий. На I съезд крестьянских Советов в мае было избрано лишь 9 членов РСДРП(б); на I съезд рабочих и солдатских Советов в июне — 105 (из 1090 делегатов). Однако многие уже считали, что проявления недовольства правительством — это «работа боль­шевиков». Отвечая на эти обвинения, Григорий Зиновьев говорил: «Умри се­годня все большевики, которые, по ва­шему мнению, во всём виноваты, всё равно волнения будут продолжаться».

3—4 июля 1917 г. в Петрограде вспых­нули стихийные волнения солдат, мат­росов и рабочих. Большевики до по­следнего момента колебались, примк­нуть ли к движению или попытаться погасить его. «Не нужно бросаться по заводам и тушить пожар, — говорил Михаил Томский, — так как пожар заж­жён не нами, и за всеми тушить мы не можем». Л. Каменев считал: «Раз мас­са выступила на улицу, нам остаётся только придать этому выступлению мирный характер». В конце концов подобная точка зрения одержала верх: большевики присоединились к демон­странтам.

Подавление беспорядков привело к временному разгрому партии. 6 июля войска захватили бывший особняк ба­лерины Матильды Кшесинской, где на­ходился штаб большевиков. Правитель­ство закрыло газету «Правда» (она про­должала выходить, несколько раз ме­няя название). Среди руководства боль­шевиков прокатилась волна арестов. В частности, в тюрьме оказались Лев Ка­менев, Александра Коллонтай, Анато­лий Луначарский.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org