ПОДПОЛЬНЫЕ ГРУППЫ Диссидентское движение (слово
«диссидент» можно перевести как «несогласный», «инакомыслящий») в Советском
Союзе начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных.
Они стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40-е гг.
Новый толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение
на нём «культа личности Сталина». По форме, а часто и по
основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков. «Все
50-е и 60-е годы, — писал диссидент Владимир Буковский, — словно грибы, вырастали
организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков. Встречал я
партии из двух человек, из пяти, из двенадцати. Самая маленькая партия, которую
я встречал, состояла из одного человека по фамилии Фёдоров и называлась ПВН,
что значит Прямая Власть Народа». Диссидент Григорий Померанц
вспоминал: «В 606 революционерами: они выжили в
лагерях и вернулись к своим семьям. Моими соседями стали эсеры, три анархиста,
один дашнак и один сионист. Прошлое революции смыкалось с её настоящим. Рядом
с живыми эсерами сидел Володя Гершуни, внучатый племянник Григория Гершуни,
создававшего эсеровскую партию. Будущий диссидент начал с тайной организации
молодёжи. Ребята сочинили листовку, из которой Володя сообщил мне одну фразу:
„Советское правительство скомпрометировало себя в глазах всех простых
людей"». С подполья начинали многие
диссиденты — например, генерал Пётр Григоренко. Тогда казалось, что в
Советском Союзе возможности действовать открыто просто нет. Однако с середины
60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным.
После этого у многих диссидентов возникло стойкое предубеждение к подполью.
Его выразил П. Григоренко в названии своей книги: «В подполье можно встретить
только крыс». Однако «подпольные» диссиденты
не исчезали до самой «перестройки». В В. Гершуни. ЧТЕНИЯ У ПАМЯТНИКА МАЯКОВСКОМУ 29 июня С тех пор почти каждый вечер
на площади Маяковского превращался в вечер поэзии. Собирались студенты,
свободно спорили о литературе и искусстве. Читали стихи неофициальных поэтов,
в том числе Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. Вначале советская печать об
этом отозвалась одобрительно. Однако вскоре слишком вольный и раскованный
характер встреч стал беспокоить власти. На некоторое время им удалось прекратить
чтения. С сентября I960 г. чтения возобновились и стали проходить по выходным
дням. На них собирались сотни людей. Постоянный участник чтений поэт Юрий
Галансков часто читал свой «Человеческий манифест»: Это — я, Призывающий к правде и бунту, Не желающий больше служить, Рву ваши чёрные путы, Сотканные из лжи. ............................................ О небо! Не знаю, что делаю... Мне бы карающий нож! Видишь, как кто-то на белое Выплеснул чёрную ложь! Ю. Галансков. Портрет, сделанный в
лагере. 607 ОТКАЗНИКИ Примерно с
середины 60-х гг. началось движение еврейских отказников. Так называли людей,
которым по тем или иным причинам отказывали в разрешении на выезд в Израиль. Известен
случай, когда отказнику пришлось ожидать визы целых 20 лет — с 1966 по |