Предыдущая Следующая

Как вспоминал журналист Алексей Аджубей, 20 или 21 октября маршал Иван Конев попросил срочной встречи с

652

 

 

 

Никитой Хрущёвым. «Иван Степанович доложил, — писал А. Аджубей, — что моторы аме­риканских танков вот уже пол­часа работают на повышенных оборотах. Маршал Конев, чело­век, знающий, что такое война, нервничал. Хрущёв задумался». Затем он решительно сказал: «Отведите наши танки на со­седнюю улицу, но пусть там их моторы работают на таких же повышенных оборотах. При­бавьте шуму и грохоту от тан­ков через радиоусилители».

«Никита Сергеевич, они могут рвануться вперёд!» — не выдержал маршал.

«Не думаю», — отвечал ему Хрущёв.

Советские танки отошли на другую улицу, а вслед за ни­ми ушли и американские. На­пряжение несколько разряди­лось... Однако окончательно за­падные страны признали раздел города лишь десять лет спустя. Его оформило соглашение че­тырёх держав (СССР, США, Ан-

Родственники, разделённые пограничной проволокой. 13 августа 1961 г.

Пограничное оцепление у Бранденбургских ворот. 13 августа 1961 г.

653

 

 

 

глии и Франции), подписанное в 1971 г.

Во всём мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

КУБИНСКИЙ РАКЕТНЫЙ КРИЗИС

1 января 1959 г. на Кубе побе­дила революция, во главе кото­рой стоял 32-летний партизан­ский вождь Фидель Кастро. Но­вое правительство начало ре­шительную борьбу с американ­ским влиянием на острове. За этот вызов Вашингтону Кубу окрестили тогда островом Сво­боды. Советский Союз полно­стью поддержал Кубинскую ре­волюцию. Однако власти Гава­ны серьёзно опасались воен­ного вторжения США.

В мае 1962 г. Никита Хру­щёв выдвинул неожиданную идею — разместить на острове советские ядерные ракеты. По­сол СССР на Кубе Александр Алексеев так передавал его ар­гументы: «Надо дать понять, что, напав на Кубу, американ­цы будут иметь дело не только с одной непокорной страной, но и с ядерной мощью Совет­ского Союза». Никита Сергее­вич шутливо добавлял, что им­периалистам «надо запустить ежа в штаны».

После некоторых раз­мышлений Куба ответила со­гласием на советское предло­жение. Летом 1962 г. на остров было отправлено грозное ору­жие — 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардиров­щики, способные нести атом­ные бомбы. «Всё завертелось, — писал позднее Хрущёв. — Мы поставили ракеты. Этой силы было достаточно, чтобы разру-

Пограничники охраняют восточногерманскую границу в Берлине. 13 августа 1961 г.

После того как стена из-за многочисленных повреждений автомобилями частично разрушилась, была сооружена новая — из бетона. Фото 1963 г.

654

 

 

шить Нью-Йорк, Чикаго и другие промышленные города, а о Ва­шингтоне и говорить нечего. Маленькая деревня».

Переброска ракет проводилась в строжайшей тайне. Но уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хру­щёв заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Видимо, он рассчитывал пока со­хранить размещение ракет в тайне.

Однако 14 октября американский самолёт-разведчик сфо­тографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. Стало ясно, что по меньшей мере одна ракета уже установлена. В об­становке строгой секретности руководство США начало обсуж­дать ответные меры.

Генералы предлагали немедленно разбомбить советские ра­кеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Но это привело бы к войне с Советским Союзом. Поэто­му Джон Кеннеди решил начать с более мягких средств.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org