Предыдущая Следующая

(«Крокодил». 1925 г.).

Ю. Ганф. «Господа положения. Меньшевик (рабочим): — Не волнуйтесь, пожалуйста. Капитализм в наших руках! Мы делаем с ним, что хотим» («Крокодил». 1929 г.).

96

 

 

14 июня ВЦИК принял решение исключить меньшевиков (и эсеров) из своего состава как «явно стремящихся низвергнуть власть Советов». Как рассказывал о происшедшей в тот день сце­не Р. Абрамович, больной туберкулёзом Мартов «хрипел что-то не совсем внятное, обращался к Ленину. А Ленин смотрел в сто­рону, чтобы не встретиться глазами со своим бывшим самым близким другом... Контраст между физическим бессилием вождя антибольшевистских социалистов и зрелищем железной когор­ты большевиков, которые сидели или стояли на трибуне, как ры­цари, закованные в „кожаные латы", должен был символизиро­вать бессилие и беспомощность побеждённой оппозиции и всю мощь победившего большевизма».

До 1920 г., несмотря на частые аресты и закрытия их печат­ных изданий, меньшевики считались в Советской республике «легальной оппозицией». Однако деятельность их становилась всё более затруднённой.

В сентябре 1920 г. Ю. Мартову и Р. Абрамовичу выдали пас­порта для выезда за границу. Решение об этом принял ЦК боль­шевиков, причём говорили, что первым его предложил В. Ленин. «В сущности большинство ЦК было против выдачи паспортов, — замечал Абрамович. — Но позиция Ленина была истолкована так, что, жалея своего старого друга Мартова, которого он не пере­ставал любить, он хочет дать ему возможность уйти от неизбеж­ной тюрьмы и ссылки». В октябре 1920 г. Мартов и Абрамович покинули Советскую Россию.

Спустя несколько месяцев арестовали Ф, Дана, обвинённо­го в подготовке Кронштадтского мятежа. Год он провёл в заклю­чении в московской Бутырской тюрьме. Вместе с ним сидели многие его товарищи-меньшевики. В начале 1922 г. они прове­ли коллективную голодовку протеста. В результате нескольким из них (в том числе и Дану) неожиданно разрешили выехать за границу, остальных перевели из тюрьмы в ссылку.

В апреле 1923 г. скончался Юлий Мартов. В эмиграции он успел возглавить борьбу против московского «процесса эсеров» (см. ст. «Карательные органы Советской власти»), создал печат­ный орган меньшевиков — «Социалистический вестник». Этот журнал выходил за границей до 1965 г.

Всё это время в эмиграции продолжалась деятельность меньшевиков. Советские сатирические издания в 20-е гг. иног­да изображали на карикатурах два судна: мощный ледокол — РКП(б) — и утлую лодочку с двумя-тремя пассажирами (Ю. Мар­товым и др.), готовую в любой момент затонуть, — РСДРП(о).

В 1941 г. среди меньшевиков-эмигрантов неожиданно вновь произошёл раскол на... оборонцев и пораженцев. Большая часть меньшевиков выступила за военное поражение «сталинской дик­татуры». Ф. Дан не согласился с этой позицией и вышел из ре­дакции «Социалистического вестника»...

ЮЛИЙ МАРТОВ ПРОТИВ СМЕРТНЫХ КАЗНЕЙ

После Октября 1917 г. меньшевик Юлий Мартов неоднократно высту­пал против всех случаев применения смертной казни. Когда в июне 1918 г. командующий морскими силами Бал­тийского флота А. Щастный был при­говорён к расстрелу, Ю. Мартов вы­ступил со страстно написанным обра­щением «Долой смертную казнь!». Он утверждал, что «партия смертных каз­ней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов». «Многостра­дальная история русского народа, — замечал он, — освятила виселицу и эшафот, окружила их ореолом мучени­чества. Лучшие люди России прошли по ступенькам эшафота, стояли под дула­ми ружей карательного отряда».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org