Тем временем в Орде произошло
событие, имевшее далеко идущие последствия. Молодой хан Узбек ввёл ислам в
качестве официальной религии. Обращение Золотой Орды в мусульманство знаменовало
начало нового этапа в отношениях с Русью — эпохи беспрестанных политических
убийств русских князей и возобновления карательных экспедиций на Русь, которые
почти прекратились в конце XIII — начале XIV столетий.
Узнав об этом, Михаил немедленно отправился в столицу Орды — Сарай — и провёл
там около двух лет, пытаясь наладить отношения с ордынским повелителем. Юрий
Данилович не терял времени даром. Он сумел вновь разжечь недовольство в
Новгороде, и оттуда были изгнаны тверские наместники. Новгородцы объявили войну
великому князю. До битвы дело не дошло, но и мирный договор не был заключён. Михаил Ярославич появился на
Руси с татарским отрядом и ярлыком на великое княжение. Юрия Узбек настойчиво
звал в Орду. Так, пожалуй впервые в жизни, московский князь оказался в
положении ослушника всесильного сарайского властителя. Сложившаяся ситуация
была не из приятных, и Юрию не оставалось ничего другого, как отправиться к
хану. В Сарае он щедро одаривал ханских жён и вельмож, пытаясь заручиться их
поддержкой на будущее. Всё это время он непрерывно интриговал против своего
недруга, а тверской князь никак не мог ему помешать, поскольку был занят
беспрестанными сварами с Новгородом. В 1316 г. Юрий Данилович
возвращался на Русь с триумфом. Мало того, что он вёз с собой ярлык на великое
княжение, отобранное у его соперника, и жену — ханскую сестру Кончаку (в
крещении Агафью), его ещё и сопровождал сильный татарский отряд с
предводителем Кавгадыем во главе. СЛАВА И
ГИБЕЛЬ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО Противостояние Юрия и Михаила
вступало в решающую фазу. Узнав о приходе Юрия с ханским послом, тверской
князь отступился от великого княжения, надеясь сохранить хотя бы свой родовой
удел. Однако новый великий князь не склонен был идти на подобный компромисс. В
1317 г. под Тверью, рядом с урочищем Бортенево, состоялась битва московских
сил вместе с татарской подмогой против тверских полков Михаила Ярославича. Юрий
был разбит наголову, а его жена, брат Борис и Кавгадый попали в плен к победителю.
Михаил оказался в крайне щекотливом положении, поскольку разгром ханского
отряда означал неповиновение самому Узбеку. В довершение всех прочих
сложностей в плену умерла жена Юрия, Агафья-Кончака. У московского князя
появилась возможность обвинить Михаила Тверского в смерти ханской сестры. Это
обвинение поддержал и побывавший в тверском плену Кавгадый. Жизнь тверского
князя повисла на волоске. Прибывший в Тверь ордынский посол Ахмыл звал Михаила
к хану. Михаил Тверской в Орде. нен: «Не вас, детей моих,
требует царь к себе, головы моей он хочет. Если я уклонюсь, то земля моя будет
пленена, и множество христиан перебито. И после того придётся мне умереть. Так
уж лучше положить свою душу за многие души». Михаил Ярославич нашёл Узбека
в Донском кочевье. Там состоялось судилище над ним, на котором
председательствовал Кавгадый. Тверского князя признали виновным, надели на него
колодку и как преступника
повезли в ханском
обозе. Однако последнее слово
оставалось за Узбеком. О последних месяцах жизни Михаила Ярославича с
поразительной силой рассказывается в русской летописной «Повести о Михаиле
Тверском». Ещё не приговорённого к смерти, томящегося в неведении, его возили
вслед за ханом, подвергая постоянным унижениям и оскорблениям. Однажды,
забитого в колодку, его вывели на торговую площадь на всеобщее обозрение. То и
дело донимали его кредиторы, которым он задолжал во время своего пребывания в
Орде. По ночам, чтобы поддержать силу духа, Михаил предавался молитвам и чтению псалмов.
Наконец, судьба его была решена. Михаил заранее узнал об этом и достойно принял
смерть. Перед тем как лишить жизни, князя долго били, а затем слуга Юрия, некий
Романец, вырезал ему сердце. Случилось это 22 ноября 1318 г. Даже Кавгадый,
увидев обнажённое тело Михаила, с укором сказал Юрию: «Это брат твой старейший
во отца место, для чего же тело его лежит брошенное и голое?» Мстительный московский
князь по дороге
на Русь не позволял помещать тело
убиенного в церквах. Однако вскоре после мученической смерти Михаила
Ярославича, князя тверского, начали почитать как святого, и почитание это с
течением времени распространилось на всю Русь. |