Предыдущая Следующая

Новый очаг сопротивления Москве традиционно запылал в Тверском княжестве, издавна соперничавшем с Москвой. Бесконеч­ная борьба Москвы и Твери уже прошла свой апогей. Тверь вряд ли могла когда-либо вновь стать сильнее Москвы, как это было в начале XIV в., но, по словам известного русского историка В.О. Ключев­ского, «тверские князья пользовались популярностью... в населении Северной Руси». Кроме того, Тверь имела возможность находить поддержку против Москвы в Орде и у Литвы. Но именно эта поддержка роковым образом уничтожила древнюю тверскую « популярность ».

Итак, московско-тверская борьба возобновилась столкновением промосковски настроенного кашинского князя Василия Михайлови­ча, занимавшего тогда тверское княжение, со своим племянником, микулинским князем Михаилом Александровичем, стремившимся стать великим князем тверским (Кашин и Микулин — удельные города Тверского княжества). Клинский князь Семён Константино­вич, умерший от моровой язвы, завещал свои владения Михаилу. Это вызвало недовольство как у Василия Михайловича, так и в Москве. Митрополит Алексий поручил тверскому владыке рассудить князей, но епископ принял сторону Михаила, за что был вызван в Москву, где ему был устроен «протор велик» (большие убытки). Московский союзник Василий Михайлович со своим войском опустошил окрестности Твери, «многих людей мучил и грабил без милости», приступал к городской крепости, но безуспешно: Тверь сочувствовала смелому, деятельному князю Михаилу и не желала открывать ворота приспешнику Москвы.

МОСКВА ПРОТИВ ЛИТВЫ

Тем временем Михаил вымаливал помощь у своего зятя, великого князя литовского Ольгерда, который не прочь был нанести удар по неуклонно усиливавшемуся московскому влиянию. Ольгерд в ту пору мог считаться чуть ли не сильнейшим государем во всей Восточной Европе, он самовластно повелевал на огромной террито­рии Великого княжества Литовского. Его могущество представляло для Москвы угрозу отнюдь не меньшую, чем ордынская опасность. В 1367 г. Михаил вернулся с литовскими полками и без труда занял Тверское княжение. В Москве решили пойти на хитрость. Михаила позвали на переговоры и клятвенно гарантировали неприкосно­венность. Однако по приезде тверского князя «поймали» и «держали в истоме». Приезд татарского посольства способствовал его освобож­дению: в Москве пока ещё опасались показать Орде самовольство в обращении с русскими князьями, поскольку ордынцы считали это исключительно собственным правом. Михаил был вне себя. Он кинулся в Литву и организовал нашествие в московские пределы, известное под названием «первой литовщины».

Великий князь Дмитрий Иванович рассылает грамоты по русским городам для объединения сил против войск Ольгерда. 1368 г. Летописная миниатюра.

256

 

 

в 1370 г. началась «другая литовщина». Ольгерд опять явился с войском к самой Москве, и великий князь Дмитрий вновь укрылся за стенами, а Владимир Андреевич стоял у Перемышля близ Подольска, и под его команду сходились союзные рати для удара в тыл Ольгерду. Это грозило отрезать последнего от литовских владений и заставило его просить «вечного мира», но в результате было заключено только перемирие: видно, Москва уверилась в своих силах и склонна была поторговаться из-за условий. В действи­тельности это означало, что в данный момент тверской князь не мог больше рассчитывать на помощь Литвы.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org