Поход на ордынцев был освящён
духовным авторитетом «игумена земли русской» — преподобного Сергия
Радонежского. Именно к нему в Троицкую обитель на холме Маковец близ Радонежа
отправился великий князь Дмитрий накануне сражения с Мамаем 17 августа 1380 г.
Обладавший даром прозорливости преподобный не только благословил князя на
битву, но и предрёк ему победу. Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие
в московском войске двух иноков-воинов из Троицкой обители: Александра
Пересвета и Андрея Осляби, отправленных в поход Сергием Радонежским. Обо всём
этом узнали в русском войске и, уповая на пророческий дар преподобного Сергия,
со спокойствием ожидали исхода битвы. После сбора в Коломне великий
князь произвёл смотр своих сил. Войско выстроилось в походный порядок и
двинулось к Дону. Впервые за долгие годы русские полки вторглись в степную
область, которая казалась безраздельным владением ордынцев. Подойдя к донскому
берегу, русские воеводы стали размышлять о том, где лучше принять бой: на левом
берегу или переправиться на правобережье. В первом случае пришлось бы сражаться
на обширном поле у реки Сосенки, а при переходе через Дон русское войско попадало
на Куликово поле — участок земли, ограниченный с трёх сторон Доном и его
притоками Смолкой и Непрядвой. На состоявшемся военном совете по настоянию
великого князя было принято решение перейти Дон. В самом деле, это сулило две
несомненные выгоды. Во-первых, татары лишались возможности использовать свой
излюбленный приём — фланговый охват конницей — и должны были атаковать в лоб.
Во-вторых, Дмитрий обезопасил себя от возможного удара в тыл со стороны
великого князя литовского Ягайло (союзника Мамая), который форсировал Оку и
находился неподалёку, ожидая исхода противостояния. Неясна была позиция и
рязанского князя Олега. Дон русские перешли в самый
день битвы, 8 сентября 1380 г., когда праздновалось Рождество Пресвятой
Богородицы (по старому стилю). Мосты за великокняжеским войском приказано было
сжечь. Боевой порядок, в который выстроились полки, был традиционным для тех
времён. Впереди встал сторожевой полк во главе с младшим воеводой Семёном
Меликом. За ним следовал передовой полк. В него вошли молодые воины, поэтому
великий князь решил собственным примером укреплять их стойкость. В платье и
доспехах простого ратника Дмитрий встал в строй. В ставке, под стягом, его
место занял молодой боярин Михаил Бренк. Основные силы сосредоточились в
большом полку, который с флангов прикрывали полк правой руки во главе с ростовскими
и стародубскими князьями и полк левой руки, возглавлявшийся князьями из
Ярославской и Белозерской земель. Небольшим резервом, находившимся за полком
левой руки, командовал литовский сторонник Москвы, князь Дмитрий Ольгердович.
И, наконец, на самом краю левого фланга, в зелёной дубраве, притаился засадный
полк князей Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича
Боброка-Волынского. Ему отводилась особая роль: в критический момент ударить на
врага и решить исход сражения. Мамай
в свою очередь
рассчитывал на мощь Русское войско на поле
Куликовом. тяжёлой генуэзской пехоты в
сочетании с постоянными наскоками ордынской конницы. Утром, когда рассеялся туман,
противники увидели друг друга. Перед боем состоялся поединок двух богатырей —
русского инока-воина Пересвета с ордынцем Челубеем. Согласно преданию, оба они
пали в поединке, как бы символизируя кровопролитность и упорство предстоящей
битвы. Мамай из своей ставки на Красном холме первым двинул в бой войска.
Татары рассеяли сторожевой и передовой полки и углубились в строй основных сил
Дмитрия. Однако главный прорыв образовался на левом фланге, где русские полки
не выдержали натиска.
Подошедший резерв Дмитрия Ольгердовича лишь на некоторое время сдержал
продвижение войск Мамая. Создалась опасность прорыва противника в тыл большого
полка, что фактически было бы равносильно поражению. Именно в этот решающий
момент из дубравы ударил засадный полк, после чего татары обратились в бегство.
Победа была полной. Великого князя Дмитрия израненного нашли на поле битвы. «И
стал великий князь Дмитрий Иванович со своим братом с князем Владимиром
Андреевичем и со остальными воеводами на костех на поле Куликовом на речке
Непрядве». Несколько дней погребали погибших — половина русской рати полегла в
кровавой 262 сече. В Куликовской битве
великий князь проявил себя не только как крупный полководец, но и просто как
отважный воин, готовый собственным примером повести за собой полки. Прозвище
«Донской» знаменовало собой признание его заслуг современниками. Битва на поле Куликовом
явилась не просто военной удачей: она вселила в русских уверенность в том, что
им под силу сбросить власть Орды, и освобождение от неё стало делом времени.
Золотая Орда так и не смогла оправиться от нанесённого удара, распад её стал
необратим. Даже несмотря на то что летом 1382 г. Москва была взята и сожжена
ханом Тохтамышем, новым повелителем Орды, прежняя система господства над Русью,
существовавшая в XIII
— первой половине XIV вв.,
уже никогда не была восстановлена. Дмитрий Донской скончался в
возрасте всего 39 лет 19 мая 1389 г. Он наилучшим образом отвечал духу той
героической эпохи, в которую ему выпало жить. Это тонко почувствовал современник-летописец,
оставивший такую характеристику великого князя: «Бяше дороден, чреват вельми,
власами, брадою черн, взором же дивен... Не бе бо книжен зело, но книги
духовные в сердце своем имяше...» Таким он и остался в памяти потомков. |