Предыдущая Следующая

237

 

 

 

летия формируется коллегиальный ор­ган — Рада панов, — без согласия ко­торого великий князь не мог отправ­лять послов (не мог он и отменять решения Рады панов). Богатству литовских магнатов (среди них выделяются такие блестящие фамилии, как Сапеги и Радзивиллы, Тышкевичи и Ходкевичи, Острожские и Гаштольды) завидовали самые богатые люди Польского королевства, ибо их владения не шли ни в какое сравнение с владениями, например, князей Острожских, в лучшие времена имевших 1300 сёл, сотню городов и замков. Многие литов­ские паны имели обычай воевать между собой, а иногда позволяли себе самовольные набеги на со­предельные государства (например, Молдавию и Валахию).

Всевластие магнатов и шляхты получило чёткое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 гг. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. Они представляют собой

замечательные юридические памятники, в кото­рых слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Действие Третьего Литов­ского Статута на землях Литвы и Белоруссии было отменено только в 1840 г. императором Никола­ем I, хотя Статут 1588 г. лучше подходил к местным условиям, чем русское законодательство середины XIX в. Характерно, что все три статута были славяноязычными (язык, на котором они составлены, был близок к тогдашним белорусским говорам и до XVII в. служил официальным языком канцелярии Великого княжества).

Великое княжество Литовское обладало замеча­тельной и своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка Франциск Скорина стал восточнославян­ским первопечатником. В 1517—1519 гг. в своей типографии в Праге он впервые выпустил Библию в переводе на славянский язык, близкий к белорусскому языку тех времён.  Замечательные

 

БИТВА ПРИ  ГРЮНВАЛЬДЕ

238

 

 

 

мыслители Симон Будный и Василий Тяпинский, талантливый поэт Симеон Полоцкий и десятки других выходцев из Великого княжества обога­тили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию. Происходил взаимный обмен в культурах всех народов и сословий, населявших это государство.

В «золотые времена» Великого княжества Литовского (до конца XVI в). преобладала веротер­пимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. Когда в 1387 г. языческая Литва принимала христианство по католическому обря­ду, Ягайло и Витовт решительно воспротивились повторному крещению своих православных под­данных. До XVI в. в религиозной жизни Великого княжества Литовского преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая нема­ло сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм, идеи Лю­тера и Кальвина сильнее всего затронули верхушку православной части общества. Смена вер стала своеобразной модой среди магнатов и шляхтичей. Доходило до курьёзов. Известнейший политиче­ский деятель, канцлер Великого княжества Лев Сапега родился православным, впоследствии вос­принял идеи Реформации, а умер правоверным католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 г., объединившей на территории Великого княжества Литовского православную и католическую церкви при гла­венстве папского престола. С этого времени уже не приходится говорить ни о каком религиозном равноправии — православная церковь попала в стеснённое положение. Религиозной унии пред­шествовало более прочное политическое объе­динение Польши и Великого княжества.

1 июля 1569 г. была подписана Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое «Госу­дарство обоих народов» — Речь Посполитую (польское Rzecz Pospolita воспроизводит латинское выражение res publica — в русском произношении «республика»). Одной из главных причин объе­динения стала неспособность Великого княжества собственными силами отражать наступление с востока. В первой половине XVI в. войны между Великим княжеством Литовским и Московским государством следовали одна за другой (1500— 1503, 1507—1508, 1512—1522, 1534—1537 гг.). Оформление территорий обоих восточнославян­ских государств произошло ценой потери Великим княжеством Брянска, Чернигова, Новгорода-Северского, Смоленска и других городов и земель. Военная инициатива часто переходила из рук в руки. Так, в 1514 г. после успешного завершения борьбы за Смоленск московское войско весьма скоро потерпело жестокое поражение под Оршей. Однако не стоит забывать, что для достижения этой победы надо было призвать на подмогу польские полки. В дальнейшем такая помощь для Великого княжества Литовского становилась всё более необходимой.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org