Предыдущая Следующая

...Наступала зима. Угра замерзала и из водной преграды с каждым днём всё более превращалась

 

Стояние на Угре. 1480 г. Летописная миниатюра.

в крепкий ледяной мост, соединяющий враждую­щие стороны. И русские, и ордынские воеводы начинали заметно нервничать, опасаясь, что противник первым решится на внезапное на­падение. Сохранение войска сделалось главной заботой Ивана III. Цена необдуманного риска была слишком велика. В случае гибели русских полков Ахмату открывалась дорога в самое сердце Руси, а король Казимир IV не преминул бы воспользо­ваться случаем и вступить в войну. Не было уверенности и в том, что сохранят лояльность братья и недавно подчинённый Новгород. Да и крымский хан, видя поражение Москвы, мог быстро позабыть о своих союзнических обещаниях. Взвесив все обстоятельства, Иван III в начале ноября приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, который в зимних условиях пред­ставлял собой более выгодную оборонительную позицию.

И тут случилось неожиданное! Ахмат, решив, что Иван III уступает ему берег для решающей битвы, начал спешное отступление, похожее на бегство. Хотя дело так и не дошло до сражения, всем было ясно, на чьей стороне победа. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы. Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело». Ахмат спустя несколько месяцев был убит в Орде заговорщиками, разделив судьбу другого неудач­ливого завоевателя Руси — Мамая.

Современникам спасение Руси показалось чу­дом. Однако неожиданное бегство Ахмата имело и земные причины, не исчерпывавшиеся цепочкой счастливых для Руси военных случайностей. Стратегический план обороны русских земель в

287

 

 

 

СОРАТНИКИ ИВАНА III

В характере первого самодержавного московского государя была одна давно замеченная историками черта, особый талант: он очень хорошо умел подби­рать себе талантливых помощников. У подножия его престола собралась несокрушимая когорта блестящих полководцев и умелых политиков. Без них не бывать успехам в тяжёлых, опасных войнах и запу­танной дипломатии, не бывать и внутренним преобра­зованиям.

К ним относится непобедимый воевода князь Даниил Щеня. Он возглавлял в 1489 г. московские войска в походе на богатую и своевольную Вятку, вышедшую из-под власти великого князя. На этот раз одна только решительность в действиях московского командования устрашила вятчан и заставила их сдаться, причём они согласились на все условия победителей. В конце 1492 — начале 1493 гг. войска князей Даниила Щени и Василия Патрикеева взяли Вязьму, принадлежавшую до этого времени Великому княжеству Литовскому. Благодаря полководческому дару Щени была одержана победа а тяжёлом сражении с литовской ратью на реке Ведроше в 1500 г., решившая исход военной кампании.

Не менее заслуженным воеводой был князь Даниил Холмский. В 1468 г. он разбил татар под Муромом. Стремительно действуя во время похода на Новгород Великий в 1471 г., Даниил Холмский дважды побеждал новгородцев в открытом полевом сражении. На его счету величайшая победа за всё время правления Ивана III: разгром ядра боевых сил Новгородской республики на реке Шелони при численном превосходстве неприятеля. Удачно действовал полководец во время великого «стояния на Угре» в 1480 г., освободившего Русь от ордынского ига, и в победоносном походе на Казань 1487 г. Как сообщает летопись, за последний поход участники, в том числе и князь Холмский, были щедро награждены государем московским.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org