Государства похожи на людей. Они рождаются, растут,
крепнут, стареют и умирают. В истории Русского государства, центром которого
стала Москва, вторая половина XV столетия была временем
юности — быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные
победы, завязывались отношения с далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с
небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних
укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы.
Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший
гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на
своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья — «бармы» — и
драгоценную «шапку», похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло
из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды,
подобающие его новому состоянию. 292 Но, для того чтобы каждый — будь он русский или иноземец,
крестьянин или государь соседней страны — осознал возросшее значение Московского
государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было
найти и новые понятия — идеи, в которых отразились бы и древность русской
земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим
поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные
воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией. Начало формирования идеологии единого Московского государства
относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462—1505
гг.) и его сына Василия (1505—1533 гг.). Именно в это время были сформулированы
две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий,
— идеи богоизбранности и независимости Московского государства. В 70—80-х гг. XV в.
произошёл целый ряд важнейших для русской государственности событий. С
присоединением Новгорода ( В политике далеко не всё решается одной военной силой.
Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли
о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало
объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно
московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь,
является законным «государем всея Руси» — единственным владыкой всех русских
земель. Нужно было доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в чём
не уступает им — ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец, заставить
Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде»,
незаконно. Тем золотым ключом, который подобрали создатели
идеологии единого Русского государства сразу к нескольким политическим
«замкам», стало учение о древнем происхождении власти великого князя. Об этом
думали и раньше, но именно при Иване III Москва
со страниц летописей и устами послов громко заявила, что власть свою великий
князь получил от самого Бога и от своих киевских прародителей, владевших в X—XI вв.
всей русской землёй. Подобно тому, как возглавлявшие русскую церковь
митрополиты жили сначала в Киеве, затем во Владимире, а позднее в Москве, так и
киевские, владимирские и, наконец, московские великие князья самим Богом были
поставлены во главе всех русских земель в качестве наследных и полновластных
христианских государей. |