Купола Успенского собора в
московском Кремле. Именно на это ссылался Иван III, обращаясь
в «Старину» дьяки вспомнили не случайно. В те времена это
понятие было очень важным. Ценным и законным считалось то, что имело свою
«старину», которую признавали ещё деды и прадеды и которая понималась как плод
мудрости многих поколений. Даже тогда, когда в жизни появлялось что-то новое,
его часто старались одеть в одежды «старинного». Так уж был устроен 293 Венчание Ивана III и Софьи Палеолог. Летописная миниатюра. человек средневековья! Именно поэтому великому князю
было очень важно заявить о древности своего рода, показать, что он — не
выскочка, а правитель русской земли по «старине» и «правде». Не менее важна была и мысль о том, что источником
великокняжеской власти является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало
великого князя над его подданными, которые, как писал один иностранный
дипломат, побывавший в начале XVI в. в Москве, постепенно
начинали верить, что «воля государя есть воля Божья». Провозглашаемая
«близость» к Богу накладывала на монарха ряд обязанностей. Ему надлежало быть
благочестивым, милостивым, заботиться о сохранении его народом истинной
православной веры, творить справедливый суд и, наконец, «боронить» (защищать)
свою землю от врагов. Конечно, в жизни далеко не всегда великие князья и цари
соответствовали этому идеалу. Но именно такими хотел их видеть русский народ. Новые идеи происхождения власти великого князя
московского, древности его династии позволили ему уверенно заявить о себе
среди европейских и азиатских правителей. Русские послы давали понять иностранным владыкам, что «государь всея
Руси» — независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором
Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван III не
желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению. По
примеру того же императора он приказал вырезать на своей печати символ власти
— увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и
новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и
великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и
Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». При дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего
внука Дмитрия, впоследствии попавшего в немилость, Иван III венчал
на великое княжение по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды
венчания византийских императоров. О них Ивану могла рассказывать его вторая
жена — византийская принцесса Софья Палеолог... Так во второй половине XV в. в
Москве создавался новый образ великого князя — сильного и полновластного
«государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам. |