Вероятно, в последние годы жизни Ивана III или
вскоре после его смерти в придворных кругах было написано сочинение, призванное
ещё больше прославить род московских князей, наложить на него отблеск величия
древних римских и византийских императоров. Это сочинение получило название
«Сказание о князьях владимирских». Автор «Сказания» старался доказать, что род русских
князей связан с самим царём «всеа вселенныа» Августом — императором, правившим
в Риме с Печать Ивана III с двуглавым орлом. 294 место Прусской землей». А у Пруса, говорилось дальше,
был потомок, которого звали Рюрик. Этого-то Рюрика и позвали новгородцы к себе
на княжение. От Рюрика произошли все русские князья — и великий князь Владимир,
крестивший Русь, и правнук его Владимир Мономах, и все последующие — вплоть до
великих князей московских. Связать свою родословную с древними римскими
императорами стремились почти все европейские монархи того времени. Великий
князь, как мы видим, не стал исключением. Однако на этом «Сказание» не кончается.
Далее оно повествует о том, как в XII в. древние царские
права русских князей были особо подтверждены византийским императором
Константином Мономахом, приславшим великому князю киевскому Владимиру
(1113—1125 гг.) знаки императорской власти — крест, драгоценный «венец»
(корону), сердоликовую чашу императора Августа и другие предметы. «И с тех
пор, — гласит «Сказание», — великий князь Владимир Всеволодыч стал именоваться
Мономахом, царем великой Руси... С тех пор и доныне тем венцом царским, который
прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья
владимирские, когда ставятся на великое княжение русское». У историков достоверность этого предания вызывает
большие сомнения. Но современники отнеслись к «Сказанию» иначе. Его идеи
проникли в московское летописание XVI столетия и сделались
важным звеном официальной идеологии. Именно на «Сказание» ссылался Иван IV (1533—
1584 гг.), добиваясь признания за собой царского титула. Не забывал он о нём и
впоследствии, гордо напоминая иностранным государям, что его род ведётся от
самого Августа-кесаря. Центром, где создавалась новая идеология, была Москва.
Однако о новом значении Московского государства задумывались не только в
Кремле. Образованные люди размышляли об этом повсюду. Долгими бессонными ночами при дрожащем свете лучины
думал о судьбе России, о её настоящем и будущем монах Псковского Елеазарова
монастыря Филофей. Свои мысли он изложил в посланиях великому князю Василию III и его
дьяку Мисюрю Мунехину. Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в
истории особую роль. Она — последняя страна, где сохранилась истинная
православная вера в своём первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту
веры сохранял Рим, но постепенно вероотступники замутили чистый источник. На
смену Риму пришёл Константинополь, столица Византии, — «второй Рим». Но и там
от истинной веры отступили, согласившись на унию (объединение) с католической
церковью. Произошло это в |