«Так знай, — писал Филофей Мунехину, — что все
христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве... и это —
российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!» Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во
всей поднебесной есть христианам царь» и является «сохранителем... святой вселенской
апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и
существующей в богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал
великому князю силою меча привести все христианские земли под свою власть. Его
идея была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения,
он призвал великого князя «хорошо урядить своё царство» — искоренить в нём
несправедливость, немилосердие и обиды. Идеи Филофея в совокупности составили так называемую
теорию «Москва — третий Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную
идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений — о богоизбранности
России, став вехой в развитии русской общественной мысли. Идеология единого Московского государства, основа
которой была заложена во второй половине XV —
начале XVI вв., продолжала развиваться в XVI—XVII столетиях,
приобретая более законченные и вместе с тем неподвижные, окостеневшие формы. О
первых же десятилетиях её создания напоминают величественные соборы Московского
Кремля и гордый двуглавый орёл, в начале 90-х гг. XX столетия
вновь ставший государственным гербом России. Архангельский собор московского
Кремля. Начало XVI в. Здесь до времён Петра I хоронили государей московских. 295 РАСШИРЕНИЕ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА. ВАСИЛИЙ III В грозовую августовскую ночь Василий III и герб Москвы. Гравюра XVI в. Золотой Орды, темника (высшего военачальника) Мамая. Как
же это случилось? Согласно родословной легенде, вскоре после
сокрушительного поражения на поле Куликовом Мамай погиб в междоусобной борьбе,
а один из его сыновей бежал в Литву. Здесь на рубеже XV— XVI вв. наибольшую известность и влияние приобретает один из представителей
этого рода князь Михаил Глинский, человек необычной судьбы. Юность князя прошла
в Германии и Италии. Позднее он возвратился в Литву. По словам Карамзина, никто
из вельмож Великого княжества Литовского не был столь же знатен, силён, богат
поместьями, щедр к слугам и страшен для неприятелей, как Михаил Львович
Глинский. В большой чести находился он у польского и литовского государя
Александра Ягеллона. Но после смерти последнего вступивший на престол его брат
Сигизмунд перестал покровительствовать Глинскому, и князь Михаил поднял
вооружённый мятеж. Вскоре великий князь московский Василий III предложил
всем Глинским «защиту России, милость и жалованье». Глинские отъехали в
Москву. Однако князь Михаил Львович, глава рода, отличался характером
свободолюбивым и неуживчивым. Позднее за попытку возвращения в Литву он был
брошен в темницу (см. ст. «Московско-литовские войны»). Это, однако, не
помешало Василию III
посвататься к племяннице Михаила —
красавице-княжне Елене Глинской. |