Предыдущая Следующая

В-третьих, было реорганизовано местное управ­ление. Если до этого времени в городах и землях Московского государства почти неограниченной властью располагали наместники и волостели, на определённый срок назначавшиеся великим кня­зем, то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, а на значительной территории власть наместников полностью за­менялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губными старостами («губа» — округ) и излюбленными головами (в городах).

В-четвёртых, церковный собор 1551 г. привёл к единообразию все обряды, поставил задачу улуч­шить нравы духовенства и утвердил единый для всей страны пантеон святых. Этот собор вошёл в историю под названием Стоглавого, поскольку его решения были сведены в 100 глав и получили название «Стоглав».

Наконец, наиболее целенаправленным измене­ниям подверглось военное дело. Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, определяю­щее, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выходить в поход «конно, людно, оружно», иными словами, на коне, с ратниками, в доспехе и при оружии. Под Москвой была выделена земля для избранной тысячи «лучших слуг» — привилегированных дворян, из числа которых впоследствии назначались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и ад-

СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ

Священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Фёдорович Адашев были крупнейшими государственными деятелями времён «Избранной рады». Сильвестр приобрёл огромное влияние на молодого Ивана IV, указав тому на его пороки и на путь к их исправлению в критический, страшный для царя час — во время московского восстания 1547 г. Впоследствии Сильвестр имел в правительстве высокий авторитет, влияя как на государственные дела, так и на личную жизнь самого государя «во всех малых и ничтожных вещах, до обу­вания и до спанья» (так писал позднее сам Иван IV). Некоторые историки связывают с именем Сильвестра появление книгопечатания в Москве, полагая, что у него в доме в 50-е гг. XVI в. была организована первая московская книгопечатня. Во всяком случае, точно известно, что Сильвестр создал редкое в те времена начальное училище, а в доме его работали иконопис­ная и книгописная мастерские. Он же считается автором и по сей день хорошо известного сочинения «Домострой», содержащего наставления Сильвестра, обращённые к его сыну. Эти наставления касаются семейной жизни, ведения хозяйства, религиозных и нравственных проблем. «Домострой» в наши дни рас­сматривается историками в качестве настоящей энциклопедии семейных порядков и быта XVI столетия.

Алексей Фёдорович Адашев происходил из провинциального костромского рода дворян Ольговых, не отличавшихся особой знатностью, и выдвинулся бла­годаря своим исключительным способностям. Одно время он возглавлял Челобитный и Казённый приказы, принял активнейшее участие в подготовке всех крупных реформ времён «Избранной рады» и получил в свидетельство своих заслуг высокий думный чин окольничего. Адашеву приходилось также выполнять функции дипломата и воеводы. Незадолго до взятия Казани он дважды побывал там с важной дипломати­ческой миссией, затем принял участие в самом победоносном казанском походе. В 1560 г. Адашев вместе с князем Иваном Фёдоровичем Мстиславским возглавлял армию, взявшую в Ливонии мощную крепость Феллин (Вильян, ныне Вильянди в Эстонии). На него же была возложена задача составления новой общегосударственной летописи.

Но с течением времени Сильвестр и Адашев потеряли доверие Ивана Грозного. В 1553 г. царь серьёзно заболел и потребовал от всех приближённых присяги своему малолетнему сыну, которому он уже собирался передать престол. Алексей Адашев беспре­кословно подчинился, но его отец, Фёдор Адашев, а также Сильвестр поначалу примкнули к боярской партии, стремившейся сделать царём другого претендента — князя Владимира Андреевича Старицкого. В конце концов присягу принесли все без исклю­чения, но Иван IV выздоровел, ничего не забыл и никому не простил колебаний. В конце 50-х гг. между ним и Сильвестром с Адашевым возник конфликт по поводу основного направления внешней политики. В разгар этого конфликта политические противники Сильвестра и Адашева обвинили их в том, что они погубили любимую жену царя Анастасию Захарьину, умершую в 1560 г. В итоге Сильвестр был сослан в далёкий Соловецкий монастырь, а Адашев оставлен городовым воеводой в завоёванном Феллине. Затем он был переведён в Юрьев-Ливонский и взят под стражу. Там он и скончался спустя два месяца после ареста.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org