Предыдущая Следующая

314

 

 

боярских война представляла собой желанный источник обогащения: за счёт военной добычи и, возможно, за счёт получения новых земельных участков в присоединённых областях. В этом смысле дворянские публицисты противопоставля­ли смелых «на рати» служилых людей «ленивым богатинам» (землевладельцам-аристократам); в этом смысле война в Ливонии была для дворян лакомым кусочком.

Стремления дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, заинтересован­ной в расширении своего влияния. Но они противоречили чаяниям боярства, не видевшего смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением «тягла» (суммы налогов и повинностей), да и всему состоянию страны, не выдерживавшей постоянного напряжения воен­ного времени. Пока на разных театрах военных действий царским войскам сопутствовал успех, это противоречие не было столь очевидным. Но как только начались серьёзные неудачи, царь перешёл к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки служилого клас­са, сделать из неё послушное, безгласное орудие.

В эти годы начинает формироваться нравствен­ный и политический облик Ивана IV. Вот каким он запомнился современникам, оставившим нам его противоречивый портрет, красивый и страш­ный в одно и то же время: «Царь Иван образом нелепым, очи имел серы, нос протягновен и покляп (изогнут. — Здесь и далее прим. ред.), возрастом (т. е. ростом) велик был, сухо тело имел, плещи высоки имел, грудь широкую, мышцы толсты. Муж чудного разсуждения (замечательного ума), в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за своё отечество стоятелен. На рабов своих, от Бога данных ему, жестокосерд вельми и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народа от мала до велика при царстве своём погубил, и многие грады свои попленил и многие святи­тельские (церковные) чины заточил и смертию немилостивою погубил... Тот же царь Иван много благо сотворил, воинство вельми любил и требуе­мое им от сокровища своего неоскудно давал. Таков был царь Иван».

Трагедия исторического момента заключалась в том, что воля умного, энергичного, но необуз­данного государя вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могу­щественного в русском обществе. Эта борьба нанесла государству непоправимый ущерб.

ОПРИЧНИНА

В 1563—1564 гг. на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов, занимавших должно­сти воевод. Во время зимнего похода на Полоцк перекинулся к неприятелю военный голова Богдан Никитич Хлызнев-Колычев, а в апреле 1564 г. изменил воевода города Юрьева-Ливонского князь Андрей Курбский. Осенью того же года воевода князь П. И. Горенский пытался бежать в Литву, но уже в литовских пределах его настигла погоня. Был раскрыт за­говор, участники которого готовили сдачу литов­цам города Стародуба. В том же 1564 году, не­счастливом для Московского государства, царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками: на реке Уле и под городом Оршей.

В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике «крутых мер». 3 декабря 1564 г. царь со своей семьёй под охраной сильного отряда дворян выехал из Москвы, забрав главнейшие церковные святыни, в том числе самые почитаемые иконы, а также государственную казну. Он объявил о своём отречении от престола. Прибыв в Александров­скую слободу (ныне город Александров Владимир­ской области), Иван IV отправил в Москву два послания. В первой грамоте государь всея Руси обвинял князей, бояр, воевод и приказных людей в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Церковные власти, по мнению царя, потакали «изменникам». Вторая грамота была адресована всему прочему населению Москвы, основное её содержание состояло в том, что на москвичей «гневу и опалы никоторые (никакой. — Прим. ред.) нет». Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума и высшее духовенство составили делегацию, в январе 1565 г. отправив­шуюся в Александровскую слободу уговаривать царя вернуться на престол. Иван IV действительно рисковал, и настолько, что составил даже заве-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org