Предыдущая Следующая

Опричная резиденция Ивана IV помещалась в замке, специально с этой целью выстроенном в центре Москвы, напротив Ризположенских ворот Кремля (ныне Троицкие ворота). Символами «опричной гвардии» стали метёлка и собачья голова, олицетворявшие основные обязанности опричников: псами грызть царских врагов и выметать измену из страны.

Причины учреждения опричнины до сих пор вызывают у историков споры. Некоторые видят их в борьбе высшего слоя служилого класса (князей и бояр) против низшего (дворян), возглавленного царём. Другие полагают, что основным предназна­чением опричнины была борьба с остатками удельной старины и сепаратизмом (стремлением к обособлению, автономии) некоторых областей Мос­ковского государства. Третьи видят корень зла в патологической злобе и даже психической не­нормальности Ивана IV. Советские историки Р.Ю. Виппер и А.Л. Хорошкевич связывали установление опричных порядков с внешнеполи­тическими и военными затруднениями. Последнее представляется самым правдоподобным. Опрични­на была учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое, прямое или косвенное, сопротивление всех тех, кто как-либо мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени.

Однако результаты введения опричнины в 1565 г. были прямо противоположными. За всё время существования опричнины на западном

316

 

 

 

фронте русские войска не добились сколько-нибудь серьёзных военных успехов. Настоящего контр­наступления организовать не удалось. В 1565— 1566 гг. большая группа аристократов и дворян была отправлена в ссылку в Казанский край. После взятия Казани в 1552 г. война там бушевала ещё четыре года, и сохранялась опасность её возоб­новления. За счёт ссылки на территорию бывшего Казанского ханства наименее надёжных и лояль­ных, с точки зрения царя, людей Иван IV пытался обеспечить безопасность далёких восточных рубе­жей. Но вскоре из-за недостатка сил в центре большую часть ссыльных пришлось отозвать обратно.

В 1566 г. был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаи­вали на отмене опричнины. А летом 1568 г. произошло открытое антиопричное выступление московских посадских людей. Вся эпоха существо­вания опричнины — с незначительными переры­вами — была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения «розыскных» (т. е. следствен­ных) дел. В наше время трудно определить, какие из заговоров были настоящими, а какие — всего лишь плодом мнительности царя и его страха перед собственными подданными. Но даже в том случае, если бы каждый из них на самом деле угрожал жизни или власти Ивана IV, то и тогда целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подверглось в период опричнины, является карой несоответственно тяж­кой. Ведь умели же отец и дед Ивана IV — Василий III и Иван III — управлять державой без всяких массовых репрессий. А их сын и внук использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушивавшегося на головы виноватых и невинных порой без суда и следствия.

Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Фёдорова — одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, поль­зовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь собственноручно заколол его ножом, считая винов­ным в организации заговора. По «делу» Фёдорова было уничтожено 370 человек.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org