Предыдущая Следующая

Что касается южного направления внешней политики Москвы, то после падения Большой Орды в 1502 г. военная опасность со стороны татар не уменьшилась. При Иване III союзником московского правительства был крымский хан Менгли-Гирей, но при Василии III дружба с Крымским ханством прекратилась. Жители вос­точных и южных окраин государства пребывали в постоянном страхе перед набегами крымских и казанских татар. Более того, если неприятелю удавалось обойти на границе русские сторожевые рати, то татары устремлялись в центр страны и временами угрожали самой Москве. Особенно изнурительной и затяжной была борьба с Крымом. Чтобы добиться мира с крымцами, Василий III ввёл практику посылок «поминков» (подарков) ханам. Вместе с тем ежегодно с ранней весны до поздней осени на «берегу» (южная граница государства проходила по берегу Оки в её среднем течении) ставились войска — охранять рубеж от непрошеных гостей. На Оке и за Окой на особо опасных направлениях, в узловых пунктах оборо­нительной линии, строили каменные крепости (Коломна, Зарайск, Калуга, Тула).

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРЬ И ДВОРЯНЕ

Для ведения ак­тивной внешней политики вели­ким князьям московским в первую очередь нужна была опора внутри страны, нужны были предан­ные вооружённые люди. Такую опору князья нахо­дили в своих служилых людях — «детях бояр­ских» и дворянах. Чтобы дворяне верой и правдой служили государю, их следовало «испоместить», т. е. предоставить им на время службы поместье. Так назывался участок земли строго определённого размера с «сидевшими» на ней крестьянами, кото­рых великий князь обязывал содержать дворян (помещиков). Крестьяне отдавали помещику часть продуктов своего труда (продуктовый оброк) и вы-

298

 

 

 

Карта Москвы времён Василия III.

подняли определённые работы в хозяйстве госпо­дина: пахали и засевали землю (это называлось барщиной), убирали урожай, косили сено, выпол­няли «подводные» повинности (перевозка хозяй­ских грузов на крестьянских подводах), возводили жилые и хозяйственные постройки, пасли скот, ловили рыбу, охотились на дичь и пушного зверя. Наиболее умелые крестьяне становились ремеслен­никами на господском дворе. Всем «испомещённым» земли давались не «в вотчину», а «в службу» (т. е. на время службы), их нельзя было дарить, продавать.

В процессе объединения русских земель раздача поместий дворянству, составившему основу воен­ной мощи России, приняла характер системы в рамках всего государства. Василий III в ещё большей степени, чем его отец, нуждался в свободных землях, необходимых для наделения ими дворян, но таких земель в центре страны оставалось немного. Правительство склонно было отобрать в пользу государства церковные (монас­тырские) владения. Однако церковь в острой борьбе сумела отстоять неприкосновенность своего имущества взамен на безоговорочную поддержку политики великих князей, особенно в укреплении великокняжеской власти. В этих условиях для

раздачи стали широко использовать земли, ока­завшиеся в руках великокняжеской власти после «вывода» (переселения) старых новгородских и псковских вотчинников и ликвидации самостоя­тельности Рязанского княжества. При Василии III начали раздавать и земли черносошных (го­сударственных) крестьян. Формально собствен­ником земли оставался великий князь, в то время как подати, повинности (барщина, оброк) шли в пользу помещика.

Развитие поместной системы при Василии III привело к появлению помещичьих усадеб почти во всех уголках России, за исключением северных территорий. По-видимому, по требованию дво­рянства, добивавшегося для себя более устой­чивого положения, а главное — обеспеченности своего хозяйства рабочими руками, ещё при Иване III в Судебник 1497 г. была включена особая статья — «о крестьянском отказе». Она вводила единый для всей страны срок перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после него (см. ст. «Крестьяне в Московском государстве. Закре­пощение крестьян»). Это было первое уста­новленное единым русским государством ограни­чение крестьянской свободы. Конечно, боярские


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org