МОСКОВСКИЙ Эпоха царя Ивана Грозного дала истории не только примеры
безудержной жестокости, но и высокие образцы милосердия и справедливости. Чем
более мрачным и суровым представляется то время, тем удивительнее появление в
нём таких людей, как митрополит Московский Филипп (в миру — боярин Фёдор
Колычев). Святитель Филипп, всеобщий заступник, исполненный сострадания и
веры, избравший мученическую смерть во имя истины, — одна из самых светлых
личностей в русской истории. Колычевы принадлежали к высшему кругу русской
аристократии, к знатному старомосковскому боярскому роду. Дед Фёдора был
военачальником в Новгороде и исполнял обязанности посла в Крыму. Отец его,
ближний боярин при великом князе Василии III, заседал
в Боярской думе и был воспитателем великого князя Георгия — брата будущего царя
Ивана IV. О днях юности святителя Филиппа сведений сохранилось
мало. Известно, что родился он в Москве в 320 дворе, получил хорошее образование, был знаком с военным
делом и поступил на царскую службу. Вероятно, участвовал в походах против Литвы
и крымских татар. Семья была очень богата: мать Фёдора Степановича имела
огромные земельные владения в окрестностях Новгорода. Когда она удалилась в монастырь, сын без колебаний
последовал её примеру. В ту пору бояре нередко меняли саблю на монашеский
клобук. Одни боялись преследований политических противников, других постригали
насильно; но были и такие, как Фёдор Степанович, чувствовавшие призвание к
монашеской жизни. Колычев избрал для себя наиболее отдалённый монастырь на
севере России, с тяжёлыми условиями жизни. Монастырь располагался на Соловецких
островах в Белом море. Точно не зная пути к монастырю, будущий пастырь
заблудился и оказался в заброшенной деревне на берегу Онежского озера, где
нанялся пасти овец. Так блестящий придворный и отважный воин начал свой новый
путь в школе смирения и добра. Придя наконец в монастырь, который существовал уже
почти сто лет, он не увидел золотых куполов, живописных хором и неприступных
стен. Перед ним в глубоком безмолвии леса предстали несколько деревянных
церквей да скромные монашеские кельи. Не сказав о своём знатном происхождении, Фёдор Колычев
обратился к игумену Алексию с просьбой принять его в послушники. Он работал
дровосеком, садовником, носил тяжести, не гнушался самой чёрной работы. Только
через год послушник был пострижен в монахи под именем Филиппа, но и после этого
продолжал работать на кухне, в пекарне и на рубке леса. Духовным наставником
Филиппа был монах Иона, познакомивший его с монашеским уставом. Через
некоторое время Филипп покинул монастырь и несколько лет провёл в уединении в
лесу, погружённый в молитву. Его духовные подвиги вызывали всеобщее уважение. И
Алексий предложил Филиппу стать вместо него игуменом, поскольку сам был стар,
хотел оставить дела и жить в уединении. Филипп отказался, но был избран
единогласно всей братией. Чтобы получить священство и благословение епископа,
Филипп отправился в Новгород. Здесь он восстановил свои права на наследство и
в Будучи в течение 18 лет главой монашеской братии, Филипп
показал себя замечательным администратором и организатором. До наших дней
монастырь сохранил видимые следы его трудов. Под его руководством были
отстроены монастырские здания, соединены каналами 72 соловецких пруда,
выкопано озеро длиной |