Предыдущая Следующая

трапезную (столовую). Он организовал производство соли, которое стало глав­ным источником монастырских дохо­дов. Караваны судов, нагруженные солью, от­правлялись на континент и возвращались обратно полные зерна. В то время на Соловках насчиты­валось около 200 монахов и 300 рабочих, но Филипп лично принимал участие во всех работах. Время от времени он удалялся на берег маленького озера для размышлений и молитвы. Это место и сегодня носит название «Филиппова пустынь». Вскоре монастырь стал одним из крупнейших на севере России. Его земельные владения постоянно увеличивались за счёт пожертвований и освоения новых территорий. При этом Филипп старался соблюдать права монастырских крестьян, защи­щая их от излишних податей и налогов. Несмотря на занятость, он совершал поездки в Москву и Новгород, активно участвовал в так называемом Стоглавом соборе 1551 г. (см. ст. «Иван IV: от боярского правления к опричнине»).

Иван IV повсюду выступал пламенным защит­ником идеи богоустановленности царской власти, противление которой равно противлению Богу. Он был абсолютно уверен в своём праве повелевать и в делах церкви. В случае несогласия царя с носителями высшей церковной власти последние не были гарантированы от тяжёлых последствий. При благостном, тактичном и всеми уважаемом митрополите Макарии столкновений почти не было, но они произошли при его преемниках. Однажды Филипп увидел у ворот своего монастыря бывшего духовника Ивана IV, опального священ­ника Сильвестра, вдохновителя и зачинателя многих реформ. Из беседы он узнал о нравственном падении царя, о кровавых казнях. Рассказ Сильвестра подготовил Филиппа к тем испыта­ниям и подвигу, которые ожидали его впереди.

В декабре 1563 г. митрополит Макарий скон­чался. На его место был поставлен тихий, покорный Афанасий, который вскоре покинул митрополичью кафедру, убоявшись испытаний, ожидавших духовного пастыря страны в это мрачное, кровавое время. Весной 1566 г. Филипп получил от Ивана Грозного настоятельное предло­жение приехать в Москву, чтобы занять место митрополита. Царь знал Колычева ещё с детства, слышал о его благочестии и о процветании монастыря на Белом море. Не раз царь делал щедрые пожалования и драгоценные подарки Соловецкой обители. Для убранства алтаря Преоб­раженского храма Иван IV прислал золотой крест, украшенный жемчугами и рубинами. Он надеялся, что Филипп, помня о царской милости, не осмелится быть ему судьёй, предоставит полную свободу действий и только будет молиться за него. Иван Грозный не мог предположить, что столкнёт­ся с волей, ещё более непреклонной, чем его собственная. Когда Филипп проезжал Новгород, жители древнего города просили ходатайствовать о них перед государем. Ходили слухи, что царь готовит новгородцам жестокую расправу.

Соловецкий монастырь. В XVI в. одним из его настоятелей был будущий митрополит Филипп.

 

 

 

 

 

В Москве Филиппа встретили с великой честью. Царь дружелюбно беседовал с ним и объявил, что быть ему митрополитом. Филипп отказывался, но государь был непреклонен. На соборе епископов и архиепископов с соблюдением всех канонических правил соловецкий игумен был избран митропо­литом Московским и всея Руси. Конфликт раз­разился в тот же день, 20 июля 1566 г., когда Филипп просил Ивана IV уничтожить опричнину. Государь был страшно разгневан, но на этот раз сдержался: ему не нужен был митрополит-му­ченик, гонимый за добродетель, он желал сделать Филиппа молчаливым соучастником своих пре­ступлений. В качестве некоторой уступки Фи­липпу было разрешено давать царю советы. Таким образом Иван IV восстановил право вмешательства и «печалования» о тех, кто находится в неми­лости, — право, которое имели другие митрополиты в отношении его отца и деда. Филипп согласился, и после этого состоялось его по­священие в митрополиты, которое произошло пятью днями позднее.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org