Народ приветствовал своего заступника, не подозревая,
что тот вступил на мученический путь, который неизбежно должен был привести его
к гибели. Царь заставил Филиппа подписать приговор Освященного собора (высшего
собрания иерархов русской церкви) о его избрании митрополитом и
невмешательстве его в дела опричнины. Полтора года после избрания прошли в мире
и надеждах, не слышно было и о новых казнях. Филипп не жалел времени и сил,
чтобы достойно выполнять обязанности предстоятеля (главы) русской церкви. Он
назначал епископов и наблюдал за их деятельностью, управлял владениями церкви,
помогал пострадавшим от эпидемии чумы и т. д. Не забывал Филипп и свою
Соловецкую обитель, посылал туда дары, интересовался строительством, а также
нуждами и благополучием монахов. В память о своём детище он начал возводить в
Москве церковь во имя Святых Зосимы и Савватия Соловецких. Но эта тишина и
спокойствие были лишь предвестниками новой бури. Осенью Гонимые искали заступничества у митрополита, и он решил
обратиться к царю с духовным наставлением: «Истинный владыка тот, кто владеет
собой, над кем не властвуют страсти и кто всё побеждает любовью. Возможно ли,
чтобы благочестивый царь поступал так, как делаешь ты». Иван Грозный был
потрясён: до сих пор никто ещё не говорил так со всемогущим деспотом. «Несчастный
человек, — ответил он. — Твоё дело молчать, одобрять и благословлять мои
поступки. По какому же праву ты, монах, вмешиваешься в мои дела?» Митрополит не
замедлил с ответом. «Я пастырь церкви Христовой, — сказал он, — и мой долг, как
и твой, блюсти мир моей паствы... Прошу В. М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный» 324 тебя, прогони от себя всех, кто губит тебя и твою
страну». Негодованию царя не было предела. «Не затрагивай моей власти, если не
хочешь навлечь на себя гнев мой, — отвечал он. — Или оставь сан митрополита».
На это Филипп с достоинством сказал: «Я не сделал ничего для того, чтобы
получить этот сан. Это ты нарушил моё уединение в пустыне и теперь поступаешь,
как тебе хочется». Как видно, беседа оказалась безрезультатной и только
убедила царя, что митрополит — сторонник бояр и это они внушили ему мысль
уничтожить опричнину. Нашлись и пособники царя: ими стали архиепископ
Новгородский Пимен, епископ Суздальский Пафнутий, епископ Рязанский Филофей, а
также царский духовник Евстратий, которые наговаривали на митрополита Филиппа,
стараясь выслужиться перед царём. Митрополит, поняв, что теряет доверие Ивана IV, пользовался
каждой встречей, чтобы напомнить самодержцу о милосердии, прощении, угрожая
судом Божьим. Поняв, что царь не из тех, кто позволяет учить себя, Филипп решил
обратиться к нему всенародно. Однажды, весной |