Самой яркой страницей в
истории представительной власти в эпоху средневековья были Земские соборы в
Московском государстве XVI— XVII вв.
Первые Земские соборы созываются в России в середине XVI столетия,
в правление Ивана Грозного. Однако, чтобы верно понять причины их появления,
нужно обратиться к истории Древней Руси. Верховная княжеская власть в
Киевской Руси и в русских княжествах в домонгольское время никогда не имела
неограниченного характера. Самовластие киевских князей умерялось волей дружины,
особенно старшей дружины — бояр, с которыми они держали совет по всем важнейшим
военным и государственным вопросам. Со второй половины XI в.
появляется новый ограничитель княжеского самовластья: городское вече — собрание свободных горожан. Собравшись на вече,
жители крупнейших русских городов решали не только свои городские дела, но и
вмешивались в дела княжеские. В XII столетии
веча начинают выражать и волю «всей земли». В XIII
столетия великий князь владимирский Всеволод
Большое Гнездо стал собирать «большие советы», которые многие историки считают
прообразом будущих Земских соборов. «Большие советы» князя
Всеволода действительно представляли как бы «всю землю». В них участвовали
духовенство, дворяне, богатые горожане. Это действительно был прообраз того,
что принято в истории называть сословно-представительным
учреждением, т. е. учреждением, которое составляют выборные
представители ведущих сословий государства. К таковым в средневековой Руси, как
и во всей христианской Европе, относились духовенство, дворянство, городская
верхушка. «Большие советы» понадобились
Всеволоду Большое Гнездо для подкрепления княжеской воли о престолонаследии. С. В. Иванов. «Земский
собор». Развитие государственной
власти в домонгольской Руси шло в том же направлении, что и в крупнейших
государствах Западной Европы, где почти одновременно создаются первые
сословно-представительные учреждения: в Первые государи всея Руси —
Иван III и Василий III
— осознавали свою власть как неограниченную и не
нуждались в советах со «всей землёй». Иван III ещё
считался с Боярской думой, сын же его все дела стремился решать сам. Но в
период боярского правления при малолетнем Иване IV на
Руси начинается постепенное возрождение местного самоуправления. Многие полномочия
по суду и управлению на местах начинают переходить от назначаемых сверху наместников и волостелей к выборным
старостам, получившим название земских, ибо
избирались они волею «земли». В помощь земским старостам стали избирать их
помощников, именуемых целовальниками, поскольку
они давали присягу, целуя крест. Дела вёл также выборный земский
дьяк. В выборах участвовали духовенство, бояре, дворяне, посадские
(городские) жители и крестьяне. Земские старосты и их помощники ведали сбором
податей, государственными повинностями, гражданским (т. е. нецерковным) судом.
Особую роль выборная земская власть стала приобретать с |