Боярская дума открыто
воспротивилась проекту реформ, предложенному «тайной думой» (т. е. ближними
советниками) царя Фёдора: преобразованиям центрального аппарата, реформе армии
и налоговой системы, а главное — постепенной отмене местничества (местничество
— принцип занятия государственных и военных должностей по знатности, а не по
способностям), ставшего препятствием в продвижении по службе талантливых
людей. Обсуждение проекта в думе сопровождалось «междоусобиями», а иногда
прямой бранью. Лишь в Традиционная дума,
сосредоточившая законодательную и исполнительную власть, в конце XVII в. уже
не могла отвечать насущным потребностям управления государством. Но лишь
Петровские реформы привели к её отмене. КРЕСТЬЯНЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН Едва ли возможно в полной мере
представить ту картину бедствий и разорения, какую являла собой Россия в 80-е
гг. XVI в. на исходе царствования Ивана Грозного. Неудачная Ливонская война
(1558—1583 гг.) и губительная опричнина (см. ст. «Иван IV: от
боярского правления к опричнине») обескровили страну. Последствия этих
событий, а также эпидемия страшной «чёрной смерти» — чумы — привели к катастрофическому
запустению северо-западных и центральных районов России, население которых
убегало на окраины, спасаясь от голода и опасностей. Бежали главным образом
крестьяне-земледельцы, труд которых был основой благосостояния большей части
государевых служилых людей — дворян. Поэтому именно в это время государство
делает всё возможное, чтобы «закрепить» крестьян на земле, уничтожить саму
возможность их ухода. ЗАКРЕПОЩЕНИЕ
КРЕСТЬЯН История русского крестьянства
насчитывает века; корни её уходят в седую древность. В разное время отдельные
группы (категории) земледельческого населения на Руси назывались по-разному. В
Древнерусском государстве лично свободных членов сельской общины именовали людьми, зависимых от князя пахарей — смердами. Существовали
также и другие группы зависимого крестьянства (закупы,
рядовичи, холопы). В эпоху политической разобщённости русских
земель и княжеств селян называли изорниками (от
древнеславянского «орати» — пахать), серебрениками (тех,
кто брал в долг деньги — «серебро» — с обязательством отработать их своим
трудом), половниками или исполовниками
(тех, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину
урожая). На церковных землях труди- 360 лись сироты
монастырские. Однако начиная со времени Дмитрия Донского в документах
вместо различных наименований сельских жителей всё чаще встречается слово
«христиане», т. е. верующие в Христа и его учение. Отсюда и пошло название,
ставшее впоследствии самым распространённым, — крестьяне,
крестьянство. Чем дальше в глубь веков, тем
выше доля сельского хозяйства в экономике страны. Например, в средневековой
России на протяжении столетий земледельцы составляли не менее 96—98% всего
населения, а до 30-х гг. XX в. страна была
преимущественно аграрной, крестьянской. Русские крестьяне занимались
животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством (добыванием мёда диких
пчёл в лесу) и простейшими ремёслами, но главным их делом оставалось
землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и
сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и
хмель. С течением времени основная
масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу.
Крестьяне «прикреплялись» к земле и всё больше зависели от её владельцев в
личном, имущественном и юридическом отношениях. Личное подчинение
землевладельцам — вотчинникам, а затем и помещикам — постепенно приобретало
тяжёлые формы и со временем перерастало в крепостничество. |