366 невая), а также овсяный и
гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Мясо в деревне ели гораздо
реже, чем в городе; в пищу употребляли говядину, баранину, свинину, дикую и
домашнюю птицу, причём часто различные виды мяса варили вместе в одном горшке
или чугуне. Любили «уху с курей». Такое экзотическое название было дано
обыкновенной лапше с курицей, т. к. в России любой суп, в том числе и рыбный,
чаще всего именовали ухой. Наши предки гораздо чаще мяса ели рыбу, что
поощрялось церковными правилами. Её готовили разными способами: солили, вялили,
сушили. Сушёную рыбу толкли в ступках пестиками, получая муку, которую
добавляли «в пост во щи». Яйца и молочные продукты также
не были редкостью на крестьянском столе: сельские жители ели яичницу, делали
сыр, творог, молоко «варёное» (топлёное) и масло «коровье». Серьёзным подспорьем в питании
были грибы и ягоды. Вместо сахара крестьяне использовали мёд, в основном для
приготовления сладостей и хмельных напитков. В «Домострое», замечательном
историческом памятнике эпохи средневековья, служившем руководством по ведению
домашнего хозяйства, имеется особая «инструкция» — «Указ о всяких медах кислых,
как меды сытити всякие, и морс ягодный делати, и квас медвяной простой ставити,
и пиво простое посычивати мёдом...». Здесь же приводятся рецепты хранения
редьки, вишни, слив и яблок в медовой патоке, изготовления яблочной пастилы на
меду. Ни чая, ни заморских вин, ни сахара простолюдины не ведали. Доступными
напитками были меды хмельные, водка, настойки и наливки, но в особенности —
квас (хлебный, грушевый, яблочный), малиновый и клюквенный морс, брусничная
вода и ячменное пиво. ВО ЧТО
ОДЕВАЛИСЬ И ОБУВАЛИСЬ РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ Со времени существования
Московского государства прошло всего три-четыре столетия, но из-за скудости
исторических источников рассказать о русской крестьянской одежде той эпохи
значительно труднее, чем об одежде древних римлян. Известно, что в ту пору
основной одеждой мужчин и женщин были рубахи, которые
изготавливались из льняного или конопляного полотна либо из шерстяной ткани
(последние назывались власяницами). Рубаху
шили довольно простым способом: кусок ткани складывали пополам, на месте сгиба
делали вырез для ворота, боковины сшивали, в оставленные в верхней части
отверстия вшивали рукава. Женские рубахи нередко дополняли вставками под
мышками; чтобы расширить рубашку к подолу, в её боковины иногда вшивали косые
клинья. Крестьянка XVIII в. 367 Мужские рубахи крестьян, как и
городских простолюдинов, были короче, нежели у имущих и знатных слоёв
населения, — они доходили до колен. Женщины носили рубахи до пят. По обычаю на
Руси соблюдались строгие различия в одежде для лиц, принадлежавших к разным
социальным слоям общества: встречали всегда по одёжке... Верхняя одежда крестьян также
не отличалась особыми изысками. Это были кожухи' —
нагольные (кожей наружу, не покрытые тканью) овчинные шубы, а также шубы,
крытые крашеной шерстяной тканью. Последние были довольно редки и говорили о
значительном достатке крестьянской семьи. Обувь в то время была
разнообразной. В деревнях носили лапти, кожаные поршни и калиги, гораздо
реже — мягкие сапоги без каблуков. В основном крестьяне носили кожаную обувь.
Лапти (плетённую из бересты или лыка обувь) надевали, как правило, на пашне,
покосах, скотном дворе. Что же представляли собой
калиги и поршни? Это обувь, кроившаяся, как правило, из целого куска кожи (гораздо реже — из
нескольких небольших кусков с отдельно подшитой подошвой), стянутая ремнём
вокруг щиколотки. Надевались они на обёрнутую тканью (ону'чей) ногу
и подвязывались к ноге ремешками, крепившими онучи. Калиги были обувью простых
людей — недаром нищих, бродяг называли «кали'ки перехожие». Нет точных сведений о том,
какие головные уборы носили в стародавние времена крестьяне. Известно лишь, что
замужняя женщина из любого сословия обязана была скрывать волосы под убрусом — платком, закрывавшим голову и спадавшим на плечи
поверх одежды. Любопытно, что обязательным элементом одежды мужчин и женщин, в
том числе и крестьян, были пояса. Выйти на улицу неподпоясанным («распоясанным»)
было нельзя. Посещавшие Московское
государство иностранцы отмечали резкие социальные различия в одежде русского
населения. Их поражала своей пышностью, красочностью и роскошью одежда людей
знатных и богатых, и они не переставали удивляться бедности и чрезмерной
скромности одежды простонародья. |