Знаменитый русский историк
В.О. Ключевский считал главным стержнем русской истории колонизацию (освоение)
бескрайних просторов евроазиатского материка. К этому следует добавить, что в
Московском государстве именно крестьянское освоение земель предшествовало
колонизации правительственной и церковно-монастырской. По словам Епифания Премудрого,
автора жития Сергия Радонежского, на том месте, где возник Троице-Сергиев
монастырь, сначала появились земледельцы: «Начата приходити христиане и
обходити сквозе вся леса оны и возлюбиша жити тут». Леса сводились, на их месте
возникали «многие починцы», возводились «дворы многи», сеяли «плод житен»
(хлеб). Где бы ни жил, в каком бы
месте ни селился земледелец, он всегда в поте лица своего добывал пропитание
себе и домочадцам. Трудовой день начинался рано: летом вставали с восходом
солнца, зимой и осенью — задолго до рассвета. После обеда жизнь в деревнях, как
и в городах, почти замирала: наступал послеобеденный сон, ставший житейской
привычкой, традицией. Даже энергич- Крестьянка XVII в. 365 Крестьянин XVIII в. ный князь Владимир Мономах
(1113—1125 гг.) считал, что послеполуденный сон предначертан самим Богом, «бо
почивает и зверь и птицы, и человецы!». Большое место в домашнем быту
русских людей занимала баня. Иностранцы, посещавшие средневековую Россию,
писали, что у «московитов» бани — лучшее средство лечения едва ли не всех
болезней. В те времена и возникла народная пословица «Коли бы не бани, то все
бы пропали». По большим церковным
праздникам крестьяне, следуя наставлениям священников, старались не работать.
Но сельскохозяйственный цикл перерывов не допускал. Скудный же достаток не
давал сельчанам возможностей для пышного и продолжительного праздника.
Германский посол Сигизмунд Герберштейн подметил этот факт и отразил его в своих
«Записках»: «Более именитые чтут праздничные дни тем, что по окончании
богослужения устроят пиршество и пьянство, облекаются в более нарядное одеяние,
а простой народ, слуги и рабы большей частью работают, говоря, что праздновать
и воздерживаться от работы есть дело господское... что заняться работой более
почётно, чем попусту терять достаток и время в питье, игре и тому подобных
делах». Спустя много лет после
Герберштейна австрийский дипломат Варкоч, трижды побывавший в России, тоже
особо отметил воздержанность к «питию» в простом народе. По его словам,
крестьяне считали опьянение гнусным состоянием и позволяли себе бражничать
«только в большие праздники, тогда как в малые... он (народ. — Прим. ред.) обычно работает». ЧТО ЕЛИ И
ПИЛИ КРЕСТЬЯНЕ В СТАРИНУ Основной пищей крестьян был
хлеб, особенно ржаной и ячменный. Известен также хлеб из смеси ржаной и
овсяной муки. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только
состоятельные люди, в основном в городах. Довольно часто крестьяне ели пироги
с различными начинками: с капустой, грибами, маком, кашей, сладкие с ягодами и
мёдом. Как писал Епифаний Премудрый,
преподобный Сергий Радонежский «просфоры сам печаше: преж бо пшеницу толчаше и
меляше, и муку сеяше и кваше». В житии Святого Сергия рассказано обо всех
стадиях подготовки к хлебопечению в большой русской печи. Сначала зерно толкли
в ступе в крупу, которую затем размалывали на ручных жерновах; полученную муку
просеивали и ставили тесто: к муке подмешивали разведённый в воде ржаной солод
— бродильный продукт из пророщенных, а затем высушенных и смолотых зёрен ржи. Весьма распространённой пищей
были каши (ячменная, пшённая, овсяная, гораздо реже греч- |