Предыдущая Следующая

Рядом с избой на крестьянском дворе нахо­дились погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами располагались овины, житницы, амбары, а также баня. В овинах сушили хлебные снопы перед обмолотом, а необмолоченный хлеб и зерно хранили в жит­ницах.

К крестьянскому двору прилегал огород, здесь же неподалёку располагались конопляники, ка­пустники, хмельники (участки земли, засаженные коноплёй, капустой, хмелем). Так называемая «удво'ринная» земля обносилась изгородями, что­бы скот, пасшийся, как правило, без пастухов, не потравил посевы. Этому придавалось большое значение. Недаром специальная статья Судебника Ивана Грозного гласила, что в случае потравы хлебного поля скотом вся вина возлагается не на владельца скота, а на того, чья изгородь оказалась неисправной.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И УКЛАД ЖИЗНИ

РУССКИХ КРЕСТЬЯН

В крестьянской среде трудиться начинали в ран­нем возрасте: все работоспособные члены семьи, к XVI в. состояв­шей чаще всего из супругов с неженатыми и не­замужними детьми, имели свои обязанности по хозяйству, которые неукоснительно выполнялись. Семьи насчитывали от трёх-четырёх до семи-восьми человек. Больших семей в России, как правило, не было из-за очень высокого уровня детской смертности, хотя детей в семьях рождалось много. По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 15 лет, и с этого же возраста начинали нести повинности в пользу земле­владельцев (тягло). Мальчиков с 7—8 лет приуча­ли выполнять все мужские обязанности по хо­зяйству (ухаживать за скотом, пахать, косить, бороновать землю, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ре­месла). Девочки в 10—12 лет уже делали почти все работы по дому. Более того, в 12—13 лет их могли выдать замуж, и Стоглавый собор в 1551 г. вынужден был предписать священникам венчать девушек не ранее чем в 15 лет. После свадьбы жена уходила в семью мужа. Молодые семьи «оженив­шихся» сыновей стремились завести собственное хозяйство, выделиться из состава прежней семьи. В архивах сохранилось несколько специальных

364

 

 

«раздельных» грамот, в которых шла речь о семейных разделах и довольно подробно описы­валось, что, кому и в каком количестве передаётся из общего имущества. Делили при свидетелях всё: избы, хозяйственные и бытовые постройки, одеж­ду и скот, а главное — землю. Отделившись, молодая крестьянская семья начинала само­стоятельно «тянуть тягло» (нести повинности и платить налоги), становилась полноправной частью крестьянской общины.

На общем сходе, «миром» (т. е. всей общиной), крестьяне выбирали, обычно на год, старосту, сотских, десятских и целовальников. Эти долж­ностные лица вели все дела общины и отстаивали интересы крестьян как перед государством, так и перед хозяином, если таковой был. Мир следил за соблюдением межей (границ между земельными наделами), регулировал порядок и условия пользо­вания землёй. В случае крайней необходимости община осуществляла общий передел крестьян­ской земли, приводя размер надела каждого двора в соответствие с долей тягла. Однако такие переделы совершались очень редко, чаще практи­ковалось так называемое «поравнение» земель.

Непререкаемым авторитетом в крестьянской среде пользовались старики. Эти умудрённые жизнью люди обладали огромным опытом, были носителями трудовой крестьянской нравствен­ности. Очень часто их показаниями пользовались судьи, разбирая многолетние тяжбы по такому сложному вопросу, как границы земельных владе­ний. Часто между спорными владениями прости­рался «великий бор и дикий лес», где «топор с топором не сходится». Но и о таких глухих местах немало знали старики-крестьяне, выступавшие в роли третейских судей.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org