Предыдущая Следующая

До начала XVIII в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. Связи с иностранными государствами осуществля­лись через посредство «послов великих», «лёгких послов», «посланников», «посланцев», «гонцов». Всё зависело от важности и цели посольства. За поведением членов посольства наблюдали подья­чие приказа Тайных дел: они «над послы и над воеводами подсматривают и царю, приехав, ска­зывают». Впрочем, послы часто подкупали этих осведомителей, чтобы те перед царём «их, послов, прославляли, а худым не поносили». За границей представители России содержались за счёт прини­мавшего их государства, а по возвращении на родину послов ожидали возросшие денежные оклады, новые поместья, повышения в чинах и продвижение по службе. В случае успешного завершения   посольских   дел   полагались  особые

В В. Шереметьев. «Посольское подворье в Москве в XVII в.».

349

 

 

 

 

И. Фолпевенс. Портрет известного русского дипломата А. С. Матвеева

награждения в виде дорогих подарков (меха, заморские ткани, серебряная посуда).

Главным руководством для дипломатов во время посольской миссии был особый документ — «наказ». В нём подробно перечислялись цели и задачи посольства, содержались строгие предпи­сания о нормах поведения в чужой стране, а также указания о сборе сведений, важных для Рос­сийского государства. Обстоятельно излагались будущие речи послов и их ответы на возможные вопросы иностранцев.

Послам вручались «росписи» — перечень по­дарков («поминков») иностранным владыкам и их приближённым. Как правило, дарили меха горно­стая, соболя, лисы, белки, «рыбий зуб» (моржовую кость), ловчих птиц (соколов, ястребов). Просить подарки не считалось зазорным, особенно на Востоке. В начале XVI в. при Иване III ногайцы обращались в Москву с просьбами прислать хлебных запасов, красок, олифы, гвоздей, бумаги. В 1642 г. хивинский хан Исфендияр желал получить деньги на свадьбу сына, а при Петре I бухарский хан, узнав о победе русского государя над шведами, просил прислать ему девять шведок. В свою очередь русские государи также получали подарки различной ценности и оригинальности. Например, в 1692 г. среди даров, привезённых в Москву персидскими послами, были лев и львица.

Получив все необходимые документы, посоль­ство отправлялось в дорогу и сразу же приступало к обширной «бумажной» работе. Главное место в ней занимал «статейный список». Это был под­робнейший отчёт о поездке в виде дневника (первоначально в строгом соответствии со «статья­ми», т. е. пунктами «наказа», — отсюда и название этого документа). В нём послы изо дня в день излагали всё, что они делали, видели и слышали за границей. Послов интересовало всё: проблемы градостроительства, культуры, образования, обы­чаи, быт, нравы, политическое устройство, воен­ная мощь, тонкости дипломатического цере­мониала и придворного этикета. Подобная полнота сведений имела большое значение для выработки внешнеполитического курса России. «Статейные списки» примечательны и тем, что дают воз­можность узнать, как воспринимали русские люди того времени чужую, незнакомую им жизнь других народов.

Завершив свою миссию, послы возвращались на родину, часто имея при себе «ответные» грамоты иностранных государей. Проехав границу, они сразу же отправляли в Москву гонца с кратким отчётом о достигнутых результатах. По приезде посла царь с думным дьяком выслушивали его отчёт. Затем следовали «распросные речи» думного дьяка и его «товарища», чаще всего о поведении членов посольства и деталях переговоров. «Распросные речи» тщательно записывались и вместе со «статейными списками» и «ответными» грамо­тами поступали в Посольский приказ.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org