Предыдущая Следующая

которой призывал к вооружённой борьбе с иноземными захватчиками. Раньше всех на призывы Москвы откликнулась Рязанская земля. Здесь было создано Первое земское опол­чение. Возглавил его рязанский дво­рянин Прокопий Ляпунов, человек энергичный и деятельный, но склон­ный к политической авантюре и не раз менявший свою политическую ориентацию. В состав ополчения до­шли также служилые люди из других городов: Нижнего Новгорода, Волог­ды, Ярославля. Были в его составе и казачьи отряды, возглавляемые ата­маном Иваном Заруцким. Весной 1611 г. ополчение подошло к сто­лице. Вскоре в земском ополчении стихийно возник свой Земский собор («Совет земли»). В течение апреля — мая этот орган принял множество постановлений, которые были объеди­нены в «Общий приговор», своего рода конституцию, торжественно

 

утверждённый 30 июня 1611 г. Под ним поставили свои подписи предста­вители более чем 25 городов и зе­мель. После долгих обсуждений «Со­вет земли» решил сосредоточить военное и политическое руководство движения в руках Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и вождя казачьих отрядов Ивана Заруцкого. В своей деятельности они опирались на созданные здесь же новые приказы: Поместный, Разрядный и др.

Тем временем на помощь осаж­дённому польскому гарнизону в Моск­ву из-под Смоленска был послан кор­пус под командованием гетмана Ходкевича. Узнав об этом, руководители ополчения решили предпринять штурм столицы, не дожидаясь под­ходе основных сил неприятеля. 15 сентября 1611 г., подкатив к стенам Китай-города десяток мортир (мор­тира — короткоствольное артиллерий­ское орудие, предназначавшееся для

380

 

 

 

разрушения особо прочных оборони­тельных сооружений), они начали ар­тиллерийский обстрел Москвы, От за­горевшейся соломы на одном из по­садских складов вспыхнул пожар. Пользуясь смятением, возникшим в рядах защитников, земские ратники бросились на штурм и прорвались в Китай-город. Спасаясь от наступаю­щих войск и пожара, охватывающего всё новые и новые улицы, польский гарнизон заперся в Кремле и начал из пушек обстреливать городские квар­талы. Это свело на нет все попытки земских ратников потушить стреми­тельно распространявшийся по горо­ду пожар. Однако положение осаж­дённых ухудшалось с каждым днём. Лишь прибытие польских войск под ко­мандованием Ходкевича спасло польский гарнизон от безоговорочной капитуляции.

Но состоявшееся затем под сте­нами Москвы сражение не принесло

полякам победы. Казаки, возглавляе­мые самим Заруцким, сражались с таким упорством, что ветераны Ходкевича дрогнули и стали отступать. Заруцкий повёл своих людей в контрата­ку, в ходе которой неприятель был рассеян. Таким образом, Ходкевич не смог ни разбить земское ополчение,. ни снять осаду Москвы. Разрозненные польские отряды вновь отступили к Смоленску.

Победа в подмосковных боях была куплена дорогой ценой. Потери ополчения в живой силе были огром­ны. Людьми овладели апатия и уста­лость. Таяло ополчение, и вместе с тем рушился фундамент, на котором держалась власть земского правитель­ства. В руководстве восставших нача­лись разногласия между Ляпуновым, с одной стороны, и Заруцким и Тру­бецким — с другой. Ляпунов упрекал своих соратников в том, что они прежде служили «Тушинскому вору»

(Лжедмитрию II), и запрещал казакам Заруцкого грабить местное населе­ние. Узнав об этом, поляки подготови­ли подложную грамоту с искусно подделанной подписью Ляпунова, в которой сообщалось, что будто бы он приказал горожанам бить и топить без пощады всех казаков. Обозлив­шись, казаки собрали свой круг, по­звали Ляпунова и убили его.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org