Предыдущая Следующая

Современники, знавшие малолетнего наследни­ка, отмечали в нём те же черты характера, которые были присущи его покойному отцу. Так, Дмитрий любил смотреть, как резали домашний скот, и сам иногда потехи ради забавлялся тем, что до смерти забивал палкой бродячих собак. Кроме того, царевич страдал падучей (эпилепсией). Приступы, во время которых он падал на пол без сознания и бился в судорогах, повторялись со зловещей регулярностью. Были и другие симптомы ду­шевного расстройства.

Однако история не дала возможности развиться его садистским наклонностям. При невыясненных обстоятельствах царевич Дмитрий погиб во дворе своей угличской резиденции 15 мая 1591 г. Как только скорбная весть о кончине наследника престола достигла столицы, в Углич была спешно направлена следственная группа под началом боярина Василия Ивановича Шуйского. Проведён­ное расследование вскрыло следующую картину происшествия.

В тот день в 6 часов пополудни царица с сыном возвратились из церкви. Пока готовилось застолье, мамка (т. е. нянька) царевича боярыня Василиса Волохова позвала Дмитрия гулять, благо во дворе дети играли в «тычку». Она взяла Дмитрия за руку и собственноручно вывела его во двор.

Что происходило дальше, доподлинно неизвест­но. Факт заключается в том, что Дмитрий был убит или же погиб вследствие трагической случайности на глазах у Василисы Волоховой.

Борис Годунов.

Миниатюра из рукописной книги XVII в,

Ударили в набат. Выбежавшая из сеней царица увидела окро­вавленного мальчика. Когда народ сбежался к княжескому двору, царица билась в истерике над ещё не остывшим телом сына. Мария указывала на стоявших поблизости сына дьяка Михайлы Битяговского — Даниила, племянника Битяговского — Никиту Качалова и сына Василисы Волоховой — Осипа Волохова как на убийц Дмитрия. Появившийся в этот момент Михайло Битяговский пытался как-то совладать с ситуа­цией, разогнать толпу, унять звонаря, продолжав­шего бить в набат. Однако всё оказалось тщетно. Народ принялся ловить убийц. Последние попробо­вали скрыться, но это только усилило ярость толпы. Все они были пойманы и убиты.

Таким образом, прибывшие московские сле­дователи не имели возможности допрашивать самих обвиняемых, довольствуясь лишь пока­заниями непосредственных свидетелей обвинения. Те дали несколько иные показания: почти едино-

Ф. Н. Романов, будущий патриарх Филарет.

душно они повторяли слово в слово то, что сообщил главный свидетель по делу, игравший с царевичем в «тычку» Петрушка Колобов: «...Играл-де царе­вич в тычку ножичком на заднем дворе, и пришла на него болезнь, падучий недуг, и набросился он на нож».

Эти показания и легли в основу выводов следственной комиссии, квалифицировавшей про­исшедшее как несчастный случай. Однако такой вывод убедил отнюдь не всех. В народе стали пого­варивать о политическом убийстве. Тень руково­дителя и организатора заговора легла по сути на единственное, как казалось, заинтересованное в таком исходе событий лицо — царского шурина.

В довершение всего в 1598 г. безвременно ушёл из жизни, не оставив наследника, царь Фёдор Иванович. Разразился династический кризис. Чтобы как-то преодолеть его, многие потребовали венчать на царство царицу Ирину. Однако она неожиданно для всех постриглась в монахини. Тогда-то патриарх Иов высказал мысль о венчании на царство Бориса Годунова. Поначалу Борис наотрез отказался от этой идеи. Иов продолжал

упорствовать и даже предложил собрать Земский собор для утверждения своего предложения авто­ритетом «всей земли». Но и добившись требуемого постановления Земского собора, патриарх не смог убедить Годунова взойти на престол. Лишь угрозы отлучить его от церкви заставили Бориса изменить своё решение. 21 февраля 1598 г. после организо­ванного патриархом в этих целях крестного хода Годунов сделал выбор.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org