По случаю
его восшествия на престол в столице были проведены большие празднества,
объявлена всеобщая амнистия. Вдовы, сироты, нищие получили от царя щедрую
милостыню. На некоторое время были прекращены все казни. Однако не многие были
удовлетворены правлением нового государя. Да и в народе Годунов не получил широкой
поддержки. Защищая интересы дворян-помещиков, Борис издал непопулярные указы о
прикреплении крестьян к земле. Все попытки сделать это на помещичьих землях
вызывали отпор. Крестьяне целыми сёлами покидали обжитые места и уходили в
дальние земли Поволжья и Восточной Сибири. В
дополнение ко всем бедам в Центральной России 1602 и 1603 гг. выдались очень
неурожайными. Хлеб из-за поздних заморозков вымерз на корню. Страна
наполнилась толпами голодных и нищих. И несмотря на то что Борис открыл
государственные закрома и раздавал деньги на пропитание нуждающимся, напряжение
в обществе росло. В народе сложилось убеждение, что «Борис-де несчастен в
царстве...». И вот в
этот напряжённый момент, как раз в начале Согласно
первым свидетельствам о Лжедмитрии I, этот человек на рубеже XVI—XVII вв. появился в Киеве в монашеском одеянии. Далее след
будущего самозванца обнаруживается в городе Гоще на Волыни. Там жили тогда
известные деятели польской духовной оппозиции — отец и сын Гойские. Оба были
приверженцами так называемой арианской секты и всемерно распространяли
основные положения этого учения. В этих целях они содержали в Гоще две духовные
школы. Тут и провёл будущий самозванец три года перед тем, как попасть в свиту
богатого польского магната Адама Вишневецкого. Тогда-то и
возникли слухи о том, что скромный молодой человек из свиты вельможного
польского пана — это сам счастливо спасшийся русский царевич. После того как
такая сногсшибательная новость стала известна князю Адаму, он поделился ею со
своим братом князем Константином Вишневецким, и уже вдвоём они повезли
самозванца в дом к тестю последнего, сандомирскому воеводе пану Юрию Мнишку. В
доме Мнишка Лжедмитрию были оказаны поистине царские почести, 370 а весть об
этом событии полетела дальше и вскоре достигла столицы Речи Посполитой —
Кракова. Пребывавший
в то время на польском престоле король Сигизмунд III был ярым поборником католической церкви и
находился под влиянием иезуитов. Они-то и убедили короля, что благодаря
появлению самозванца король может сыграть решающую роль в утверждении
католицизма в православной России. Король повелел привезти молодого человека в
столицу. В конце
марта |