В свою
очередь в Европе окончательно складывается представление о России как о
могучей 387 Царь
Фёдор Алексеевич. православной
державе, наследнице Византии. Именно в Россию перевозят в это время с
православного Востока церковные реликвии, спасая их от турок; сюда едут с
Балкан и из Греции мастера и ремесленники. Элементы
европейской культуры начинают распространяться и в высших слоях московского
общества. Однако появление иноземного платья, европейская мебель, и посуда,
книги и гравюры, украсившие терема, все новшества, о которых часто писали
иностранные путешественники XVII в., мало влияли на традиции русского быта. Некоторые
обычаи россиян приводили в замешательство иностранцев, посещавших Москву. Царь иногда
приглашал на свои пиры иноземных гостей, в частности послов. Эти многочасовые
обеды поражали их обилием разнообразных блюд. Несколько десятков кушаний,
пироги с рыбой и грибами в Великий пост — всё это было непривычным для
европейцев. Послать во время пира блюдо с царского стола какому-либо гостю —
такой почётный обычай существовал и при других дворах. Дипломатов удивляла
иная, чисто русская традиция. Средь бела
дня на двор посольства неожиданно въезжал обоз во главе со специально посланным
из дворца
боярином. Прибывшие царские слуги накрывали в посольских хоромах стол,
пользуясь при этом привезёнными с собой посудой и скатертями; затем подавали
напитки и еду. Начинался пир. Приехавший боярин представлял персону государя и
строго следил за тем, чтобы соблюдался порядок, принятый при царском дворе
(очерёдность подачи блюд, произнесения приветствий и т. д.). После пира слуги
убирали со стола, складывали посуду на возы, получали от посла подарки и
уезжали во дворец. Такой приём
был очень почётен: считалось, что его устраивал для посла сам царь. Бывало
пиршество и попроще: в посольство привозили «с царского стола» полный обед или
ужин, а съедали его иноземцы уже в своём кругу, сообразуясь с собственными
обычаями. В XVII в. в Европе существовало чёткое
разграничение занятий, манер поведения, образа жизни представителей различных
сословий. Каково же было изумление иностранцев, когда в Страстную неделю
Великого поста они наблюдали следующую картину: царь Алексей Михайлович шёл по
улице в церковь в простой одежде, с непокрытой головой, подвязав волосы
ремешком, как обычный простолюдин, московский ремесленник. Это был тот самый
царь, который накануне принимал посольство, неподвижно сидя на роскошном
троне, в дивных одеждах, сияющих от обилия драгоценных камней и жемчуга. Алексей
Михайлович заботился о том, чтобы его дети получили хорошее образование.
Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику,
философию, читали произведения античных авторов. Обязательными предметами были
богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную
из русских и иностранных книг. За время
царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании
престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому
сыну Фёдору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем. Считается,
что Фёдор изначально был болезненным ребёнком, да и умер он совсем молодым, в
двадцать один год. Однако в раннем детстве его здоровье, по-видимому, было не
столь уж плохим. Он часто сопровождал отца на охоту, в поездках на богомолье.
Несчастье случилось позднее и было подробно описано современником-иностранцем. Однажды
зимой тётки и сёстры царевича захотели прокатиться в санях. Фёдор был не только
хорошим наездником, как и многие в то время, но и страстным любителем лошадей.
Он имел обыкновение смотреть, как их обучали различным «фокусам». В тот
злополучный зимний день царевич решил сам быть возницей у своих тёток и сестёр.
Но людей в санях оказалось слишком много, лошадь не могла тронуться с места и,
встав на дыбы, сбросила с себя седока (в те времена возница сидел не на козлах,
а верхом на |