Предыдущая Следующая

Во время болезни членов царской семьи и при родах цариц комнаты убирались с особой рос­кошью. До середины XVII в. женская половина дворца была вне ведения врачей-иностранцев. Лишь в самых тяжёлых случаях туда призывались

доктора, которые, однако, не видели саму больную, а слушали и расспраши­вали «мамок» (т. е. нянек, кормилиц) и боярынь и давали советы бабам-лекаркам. Указ 1676 г. законодательно закрепил положение, по которому доктора получили доступ в покои цариц.

Первые больницы появились на Руси, по сведениям летописей, уже в XII в. До конца XVII в. больницы находились на церковном попечении. Примером тому служит деятельность Троице-Сергиевого монастыря. Во второй половине XVI в. он имел 1132 помещения для ухода за больными в 23 уездах и 470 помещений в городах. Настоящие больничные заведения в России отсутствовали вплоть до 1682 г., когда царь Фёдор Алексеевич повелел соорудить в Москве «по еуропейским обычаям» два госпиталя. Но и после этого продолжали существовать приюты для больных при крупных монастырях.

Так заканчивался XVII век, подготовивший благодатную почву для появления серьёзных научных медицинских школ, проникновения в различные слои русского общества новейших знаний в области медицины.

«БУНТАШНЫЙ» ВЕК

Трудно найти слова, способные дать пред­ставление о всех бедах и страданиях, которые довелось пережить русским людям в начале XVII в., в Смутное время. Но Смута закончилась, а жизнь не стала легче: недаром сами современни­ки нарекли это столетие «бунташным». Такое название обязано своим появлением беспокойному периоду правления царя Алексея Михайловича — второго государя из династии Романовых, зани­мавшего престол в 1645—1676 гг. Однако в том, что век называли «бунташным», а царя — Тишайшим, нет никакого противоречия: царь действительно мог быть «тишайшим», а время — неспокойным. Хорошо, что в трудный период смятения умов и всеобщего брожения в государстве носителем верховной власти был человек уравно­вешенный и незлобный, хотя ему далеко не всегда удавалось проявлять милосердие и доброту.

Да и откуда было взяться доброте? Летописцы, повествуя о различных восстаниях и выступлениях горожан и крестьян, называли их не иначе как бунтами «черни» — людей «коварных, недобрых и злых». Но ведь бунтовали эти люди от великой нужды, унижений и бесправия... Все социальные движения XVII в. отличались большим, чем в прежние времена, размахом, длительностью и напряжённостью. Это были массовые выступ­ления, волнения и недовольство низов едва ли не в масштабе всей страны, с трудом преодолевавшей последствия повсеместного разорения Смутного времени. С обеих сторон борьба зачастую станови­лась ожесточённой, порой принимая характер

Степан Разин. Гравюра XVII в.

413

 

 

гражданской войны. Соляной, Чум­ной, Медный бунты и другие городские волнения, а также Разинщина были вызваны к жизни вполне определёнными, явно ошибочными и непродуманными действиями влас­тей. Это могли быть чрезмерные налоги на соль, или дикие и жестокие карантинные мероприятия во время эпидемии — «морового поветрия», или жульнические операции с медной и серебряной монетой. Приводили народ к возмущению вздоро­жание хлеба, попытки разыскать и вернуть беглых и так далее, и тому подобное...

СОЛЯНОЙ БУНТ

В середине века обстанов­ка в российских городах обострилась. Правительство привыкло смотреть на них как на неиссякаемый источник пополнения казны. Налоговое бремя посадского (торгово-ремесленного) населения год от года росло, а эко­номия государственных расходов шла за счёт со­кращения жалованья служилым людям (стрель­цам, подьячим и др.).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org