Предыдущая Следующая

Самое досадное то, что если бы окружённый поляками Шеин потерпел ещё немного, фортуна могла бы вновь улыбнуться русским. Ведь Черкас­ский и Пожарский уже седлали коней, а поляки и сами страдали от голода и холода. Не исключено, что вскоре им во главе с королём пришлось бы бежать под защиту полуразрушенных крепостных стен, а затем думать об условиях сдачи. Но судьба распорядилась иначе.

Событиями под Смоленском война не закончи­лась. Поляки пошли на крепость Белую, но неожиданно для себя получили жестокий отпор. На требования Владислава сложить оружие, как это сделал Шеин, воевода крепости отвечал, что участь Шеина его не пугает, а умножает храбрость. Осаждённые совершили дерзкую вылазку и захва­тили восемь неприятельских знамён.

Между тем поляки истощили силы и оказались в сложном положении. Втянутая в общеевропей­скую Тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг.), Речь  Посполитая  со  страхом  ожидала  ещё  и нашествия турок. Поэтому король сам запросил мира. Переговоры на реке Поляновке в июне 1634 г. завершились договором о «вечном мире», в основном под­тверждавшим условия Деулинского перемирия. Правда, Владислав IV отказался от притязаний на московский престол. Но он и не имел возможности его занять. Тем не менее поляки снова одержали дипломатическую победу, несоизмеримую с их военным успехом. Недостаточная осведомлённость и искушённость московского правительства в хитросплетениях европейской политики вынуж­дала его слишком быстро переходить от перво­начальной твёрдости и неуступчивости к готов­ности чуть ли не на любые компромиссы и жертвы. Так, во время поляновских переговоров русские послы уступали полякам по одному-два города в день и в конце концов «промотали» всё.

Освобождение русских, а также белорусских и украинских земель из-под власти поляков опять приходилось начинать от деулинской «печки». Ожидать такой возможности пришлось ещё двад­цать лет. На этот раз война началась на Украине.

ВОССТАНИЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО НА УКРАИНЕ

Весной 1648 г. запорож­ские казаки во главе с гет­маном Богданом (Зинови­ем) Хмельницким подня­ли восстание против Речи Посполитой. 5—6 мая при Жёлтых Водах они вместе с союзным отрядом крымских татар разгромили 6-тысячный авангард польских войск под руководством Стефана Потоцкого, сына коронного гетмана (высшее военное звание в Польше). Через десять дней у Корсуня (ныне город Корсунь-Шевченковский в Черкас­ской области) та же участь постигла самого ко­ронного гетмана Потоцкого и польного гетмана (одно из высших военных званий в Польше) Калиновского. Потери поляков составили почти 9 тысяч человек и 4 десятка пушек. Оба военачальника попали в плен. Серьёзные поражения шляхетских войск вызвали на Украине взрыв антипольского и антикатолического движения крестьян и город­ских низов.

Началась народная война, возглавленная каза­чеством и выдвинувшая плеяду ярких и та­лантливых предводителей, легендарных героев, навсегда оставшихся в памяти потомков. Доста­точно назвать имена Ивана Богуна, Данилы Нечая, Стася Морозенко, Максима Кривоноса. Крестьяне и казаки мстили магнатам и шляхте за нацио­нальное, социальное и религиозное угнетение. «Чернь до того рассвирепела, что решилась или истребить шляхту, или гибнуть», — писал один шляхтич. «Очень трудно достать шпиона между этою русью (т. е. русскими. — Прим. ред.): все изменники! — сетовал польский военный. — А если добудут языка, то, хоть жги, правды не скажет».

Между тем Хмельницкий в сентябре того же года   под   Пилявцами   нанёс   новое   поражение


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org