Вхождение народов Сибири в
состав России, хотя и сопряжённое с угнетением и эксплуатацией со стороны
государства, способствовало преодолению их изолированности от цивилизованного
мира и создавало более благоприятные условия для дальнейшего хозяйственного и
культурного развития этих народов. В то время как западноевропейские
колонизаторы вели в своих заморских колониях истребительные войны, русское правительство
старалось избегать насильственных методов, проводило покровительственную политику
по отношению к коренному населению. Конечно, при этом оно руководствовалось не
столько принципами гуманности, сколько соображениями собственной выгоды.
Будучи заин- 453 РАЗНЫЕ
ЛИКИ СИБИРИ XVII СТОЛЕТИЯ «Я не разделяю того мнения, что
будто бы алчность к наживе вела русских всё далее и далее в глубь Сибири...
Нет, помимо материальных интересов ими руководил необыкновенный дух
предприимчивости, страсть к рискованным предприятиям, жажда знания — что таится
в неведомых местах. Об этом свидетельствуют неопровержимые исторические
факты». (П.
Буцинский, историк Сибири XIX столетия.) «Сибирские
служилые люди приезжают в Москву и в другие города и там подговаривают многих
жён и девок, привозят их в сибирские города и держат вместо жён, а иных
порабощают и крепости (документы, свидетельствующие о закрепощении. — Здесь и
далее прим. ред.) на них берут силою, а иных продают литве, немцам и татарам и
всяким людям в работу. А воеводы, которые в Сибири теперь и прежде были, о том
небрегут (не обращают внимания), людей этих от такого воровства, беззакония,
скверных дел не унимают и не наказывают их, покрывая их для своей корысти. А
иные воеводы и сами таким ворам потакают... и всякое насильство и продажи
(ущерб) воеводы тутошним торговым и всяким людям и... иноверцам чинят великие». (Из
грамоты патриарха Филарета.) «Якуты
— умный и сообразительный народ и, как кажется, правдивый. Когда в Якутске
воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред
набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий
начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни о каких безобразиях с
их стороны. Они хвалят его за разумность и желают, чтобы он подольше оставался
в должности. Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и
Калмыцкой земель, но их вытеснили оттуда русские, и поэтому им приходится жить
в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой (болезнь. — Прим. ред.),
которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют дёготь». (Из
записок голландского путешественника Эбергарда
Избранта Идеса, побывавшего в
Сибири в конце XVII в.) «Прежние
воеводы воровали, многих людей пытали и смертию казнили, и ясачные сборщики
(«ясак» — дань. — Прим. ред.) у ясачных людей (т. е. у сибирского коренного
населения. — Прим. ред.) и у иноземцев жён и детей отнимали силою, и по их иноземскому
челобитию суда и управы у воевод не было. Так впредь воеводам, кроме дел,
подлежащих I по закону пытке, никаких русских людей и ясачных иноземцев ни в каких
делах, не спросив позволения у великого государя, не пытать и не казнить. Для ясачного
сбора посылать людей добрых... Если же воеводы станут красть и умалять
государеву казну или станут кого казнить смертию, то будут сами казнены
смертию, и... их все... дворы и поместья, и имение будут взяты на великого
государя бесповоротно». (Из
указа Сибирскому приказу (центральное учреждение, ведавшее сибирскими делами)
90-х гг. XVII в.) |