Предыдущая Главная

Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия, несомненно, был и Керженец, названный так по одноимённой речке. Множество скитов было устроено в чернораменских лесах. Здесь велась оживлённая полемика по догматиче­ским вопросам, к которой прислушивался весь старообрядческий мир. Отсюда, спасаясь от рас­правы, староверы отправлялись дальше — на Урал и в Сибирь, где возникали новые влиятельные центры старообрядчества.

борца за правду и стойкого противника церковных реформ разнеслась по всем просторам Московского государства, достигнув и столицы.

Весной 1662 г. царь Алексей Михайлович, уже изменивший своё отношение к патриарху Никону, приглашает протопопа Аввакума в Москву, надеясь убедить его отказаться от проповеди раскола. Аввакум был встречен благосклонно, получил щедрые по­дарки, царь и бояре наперебой старались склонить его на свою сторону. Но все их усилия оказались тщетными. Этот неистовый проповедник и в Москве, как в Сибири и Забайкалье, а также по всей длинной дороге из ссылки «везде, и в церквах, и на торгах, ересь никонианскую обличал», разражался гневными челобитными.

В августе 1664 г. Аввакуму пришлось опять отправиться в ссылку, на этот раз на Мезень. Как и повсюду, ему сопутствовала и оказывала поддержку верная супруга Настасья Марковна. Однажды, по пути в Сибирь, Аввакум сказал Марковне, что невзгоды их «будут да самой смерти», и Марковна отвечала: «Добро, Петрович!»

В марте 1666 г. протопоп вновь был привезён в Москву, где уже заседал собор российских церковных властей. На соборе после бурных прений и полемики Аввакума решено было расстричь и отправить в Николо-Угрешский монастырь, где он был посажен на цепь. Позднее его ещё не раз перевозили из одной обители в другую, увещевали, убеждали покаяться, но безуспешно. Наконец, по прибытии высоких представителей церкви Православного Востока на соборе в июле 1667 г. был вынесен окон­чательный приговор «расколоучителям», по которому они все подлежали «градскому (т. е. светскому. — Прим. ред.) суду». Вскоре Аввакум и его единомышленники были отправлены в «студёный» да­лёкий Пустозерск, где началось их 15-летнее сидение в срубе и земляной тюрьме. Именно здесь, не имея возможности открыто проповедовать в храмах и на площадях, Аввакум проявил себя как яркий писатель и выдающийся полемист. Его послания передавались верными людьми во все российские пределы, известность его преумножалась. «Сказки» (т. е. сочинения) Аввакума приобретали всё более острое звучание, обрушиваясь и на царя, и на его приближённых. Они читались и распространялись в Москве, у стен царского дворца. Не без влияния страстного огненного слова Аввакума поднялись и соловецкие старцы, протест которых против никонов­ских реформ вылился в открытое противостояние властям. После разгрома Соловецкого восстания старцы прокляли царя Алексея Михайловича.

14 апреля 1682 г. по царскому указу «за великие на царский дом хулы» Аввакум был сожжён вместе со своими соузниками — попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Феодором. На месте его гибели современные последователи старой веры установили старообрядческий крест.

467

 

 

Донские и уральские казаки тоже оказались последовательными сто­ронниками древнего благочестия. С 1692 г. влияние старой веры всё сильнее стало проявляться в станицах Предкавказья — по рекам Куме, Сулаку, Кубани. А к 1698 г. старообрядчество проникло уже за Терек, в ущелья Большой Кабарды. Появились старообрядческие слободы и на Нижней Волге, особенно вокруг Астрахани.

К концу XVII в. наметились основные направ­ления в старообрядчестве. Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org