Глава поборников древнего
благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновывал свои взгляды:
«Церковь — православна, а догматы церкви от Никона-еретика, бывшего патриарха,
искажены новоизданными книгами, которые первым книгам, бывшим при пяти первых
патриархах, во всём противны: и в вечерне, и в заутрене, и в литургии, и во
всей божественной службе не согласуются. А государь наш царь и великий князь
Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона,
мнимого пастыря, внутреннего волка, книги, думая, что они православны; не
рассмотрел плевел (вредного, губительного. — Прим. ред.)
еретических в книгах, занятый внешними войнами и делами, поверил так». И даже
из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем
больше ты нас мучиши, тем больше мы тебя любим». Но в Соловецком монастыре уже
задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал
подниматься ропот, начались антиправительственные толки... Ни царь, ни церковь
не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о
розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после
троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих
взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные
войска несколько лет осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в
неприступную твердыню. Восстание было подавлено. Чем беспощаднее и суровее были
начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру
стали смотреть как на мученический подвиг. И даже искали его. «Нутко, 466 правоверние, — возглашал в
одном из своих посланий протопоп Аввакум, — нареки имя Христово, стань среди
Москвы, перекрестись знамением спасителя нашего Христа двумя перстами, как мы
от святых отец прияли, вот тебе и царство небесное: дома родилось. Бог
благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много... До нас положено:
лежи оно так во веки веков». Высоко подняв руку с двуперстным крестным
знамением, осуждённые истово говорили окружавшему место расправы народу: «За
сие благочестие стражду, за древлецерковное православие умираю и вас, благочестивые,
молю крепко стоять в древлем благочестии». И стояли сами крепко... Именно «за
великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками
и протопоп Аввакум. Жесточайшие 12 статей
государственного указа Главным убежищем ревнителей
древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно
безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях,
появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и
соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В Другим местом укрытия
старообрядцев стала Новгород-Северская земля. Ещё в 70-е гг. XVII столетия
бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп Кузьма и его 20
последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит. Но не
прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны
государственных преследований докатились до стародубских беглецов, то многие из
них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом
реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также
появилось более 14 многолюдных слобод. |