|
Предыдущая Следующая
464
Сожжение вождей староверов в Пустозерске. 1682 г.
ПРОТОПОП
АВВАКУМ
Аввакум
Петров родился около 1620—1621 гг. в семье священника села Григорова, недалеко
от реки Кудьмы в нижегородских землях. Отец его, «прилежаще пития хмельного»
(т. е. будучи пьяницей), мало занимался сыном. С помощью матери, " «молитвенницы и постницы», мальчик научился
грамоте и пристрастился к чтению. Когда Аввакум повзрослел, мать задумала
женить его. Подчиняясь её воле, Аввакум молил Бога, чтобы жена его была
«помощницей во спасение». Выбор матери остановился на сироте Насте, жившей в
том же селе. Это была тихая, глубоко верующая девушка, и её часто можно было
видеть в сельской церкви за усердной молитвой. Так сбылась мечта Аввакума: в
жене он нашёл единомышленника и друга.
После
смерти матери Аввакум переселился а село Лопатицы, где в 1642 г. был поставлен в
дьяконы, а через два года — в более высокий священнослужительский чин
протопопа. И в Лопатицах, и позднее, в Юрьевце-Повольском, он строго соблюдал
все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем,
видимо, вызывал их гнев. Спустя три года Аввакум с женой и новорождённым сыном
был вынужден отправиться в Москву. В столице не без помощи своего земляка Ивана
Неронова он получил поддержку царского духовника Стефана Вонифатьева и вернулся
в Лопатицы. Дом свой Аввакум нашёл разорённым. Но он остался верен себе и продолжал
свои суровые наставления, унимая, по его же словам, «попов» и «баб» от «блудни»
и наживая тем самым много противников. Ему было суждено вновь уехать из
Лопатиц. Оставив семью в Юрьевце-Повольском, Аввакум вторично направляется в
Москву. Здесь он начинает служить в Казанском соборе на Красной площади,
настоятелем которого был его единомышленник Иван Неронов. Благодаря своей
энергии, дару убеждения и богословской начитанности Аввакум сразу же занял
видное место во влиятельном кружке «ревнителей древнего благочестия». Это почти
совпало по времени с началом реформ патриарха Никона. После заключения Неронова
в Спасокаменный монастырь Аввакум становится самым непримиримым противником
нововведений патриарха, хотя ранее их объединяли многие воззрения на порядок
богослужения (литургии) и на необходимость благочестивого поведения
священнослужителей и прихожан.
Не
принимая новых обрядов, Аввакум стал служить литургию на сеновале в доме у
Неронова. Его схватили и отправили в московский Андроньев монастырь, где морили
голодом, пытали, требуя признания церковных реформ. Но Аввакум был непримирим.
В сентябре 1653 г.
его сослали в Сибирь. Последовательно выступая против церковных «новин»,
Аввакум тем не менее пользовался расположением царской семьи, где ценили его
искренность и убеждённость. По настоянию царя и
царицы протопоп был сослан нерасстриженным, т. е. сохранившим священнический сан. Это позволило ему некоторое время служить по старым обрядам
в Вознесенской церкви в Тобольске. По
доносу он вновь был схвачен и отправлен в более отдалённую ссылку на Лену,
которая вскоре была заменена Забайкальем. В этой глуши Аввакум полностью
оказался во власти жестокого воеводы Пашкова, который обрёк опального протопопа
и его семью на голод и мучения. Но Аввакум продолжал свои обличения, в которых
доставалось и суровому воеводе. Именно отсюда слава Аввакума как
ГОНЕНИЯ НА
СТАРООБРЯДЦЕВ
Первоначально всех осуждённых
собором сослали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые — Иван Неронов, Феоктист,
епископ Вятский Александр — всё же покаялись и были прощены. Преданного же
анафеме и лишённого сана протопопа Аввакума отправили в Пустозерский острог в
низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Феодор, который вначале
покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и
также оказался в заточении. Попу Лазарю дали несколько месяцев на размышление,
но он покаяния не принёс и присоединился к своим единомышленникам. Пустозерский
острог стал средоточием старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия
жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью,
вырабатывались догматы отделившегося сообщества. Послания Аввакума служили
опорой страдалицам за старую веру — боярыне Феодосии Морозовой и княгине
Евдокии Урусовой. Обращаясь к ним, протопоп трогательно называл их
«вертоградом едемским и Ноевым славным ковчегом, спасшим мир от потопления»,
«херувимами одушевлёнными ». Предыдущая Следующая
|
|