КОНФЛИКТ
МЕЖДУ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ И ЦАРЁМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ В это время неожиданно для
себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти реформы, почувствовал, что
царь Алексей Михайлович уже охладел к нему. В 463 Неизвестный художник. «Патриарх Никон, поучение
произносящий клиру». ревича Теймураза; в его честь
царь дал обед, на который патриарх позван не был. Более того, во время шествия
во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его
палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным. Затем в
праздник Казанской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник Положения Ризы
Господней, 10 июля, Алексей Михайлович, несмотря на приглашение патриарха, в
собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как
духовной власти, которую он ставил выше власти царской. И тогда Никон
отправился пешком, с одной клюкой, на Воскресенское подворье, а оттуда удалился
в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монастырь. Добровольный уход Никона с
патриаршего престола был событием невиданным и воспринимался в обществе
трагически. Но примирения, ожидавшегося
Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя
не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже
предложено стать царским духовником, правда, при условии прекращения им
проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было
невозможно, и в СОБОР
1666-1667 ГОДОВ Царь Алексей Михайлович в Всех, кто не признавал этих
уложений, церковный собор назвал расколоучителями и еретиками и предписал:
«Если кто не послушает нашего повеления и не покорится святой восточной церкви
и всему освящённому собору или начнёт прекословить и противиться нам, мы
такого противника данною нам властью, если будет от священного чина, —
извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина — анафеме предаём
и от церкви отсекаем, как еретика и непокоряющегося, дондежи (пока не. — Прим. ред.) уразумится и возвратится в правду покаянием».
Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по
действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная
казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу,
или на Крест честный, или на святых угодников Божиих — то сжечь», — говорилось
в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст
совершить литургию или учинит мятеж в храме». |