ПЕРВЫЕ
ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ В МОСКВЕ В
XVII в. российское правительство начало проявлять заботу о просвещении
подданных. На протяжении 30—70-х гг. в столице несколько раз основывались
небольшие школы, в которых преподавались иностранные языки, прежде всего
греческий и латынь, реже — польский. При центральных государственных учреждениях
— приказах — были также организованы училища профессионального типа.
Талантливые русские дети обучались вместе с детьми московских иностранцев в
школе Немецкой слободы. В
На
основе школы иеромонаха Тимофея в Москву искать богатства, —
селились в Немецкой слободе. Она располагалась у реки Яузы и её притока Кокуя.
Греки, армяне, грузины и татары также имели свои слободы в Москве. В особой
слободе жили люди, приезжавшие с Украины и из Белоруссии, в основном горожане.
Эта слобода получила название Мещанской. Каждая московская слобода
обычно занимала одну или несколько улиц и имела свой приходский храм. Все
слободы делились на «белые» и «чёрные». Жители первых были освобождены от
государственных повинностей, что вызывало постоянную зависть у обитателей
вторых. В целом же слободское устройство являлось одной из самых ярких черт
средневековой Москвы и придавало столичной жизни особую пестроту. КИТАЙ-ГОРОД
Когда-то московские ремесленники селились на
территории Китай-города, однако уже в XVI в. их
потеснили оттуда к окраинам новые обитатели этого района — знатные бояре и
богатейшие московские «гости» (купцы). Китай-город стал центром московской
деловой жизни. Красная площадь, расположенная на границе Китай-города и
Кремля, превратилась в главный московский торг. Торговцы, покупатели,
праздношатающиеся и нищие заполняли её с раннего утра. Рядом располагались
Гостиный двор и торговые ряды. Каждый вид товара продавался в особом ряду.
Например, только обувных рядов существовало более полудюжины: дорогую обувь
можно было купить в сафьянном и сапожном «красном» ряду, обувь попроще — в
башмачном, сапожном «простом» или лапотном, детали для ремонта — в подошвенном
или голенищном ряду и т. д. Несложно было отыскать привозные товары —
восточные пряности, шёлк, английское сукно. Подержанные вещи можно было купить
в ветошном ряду. Иконы — в иконном. Впрочем, москвичи никогда не говорили:
«Купить икону». Это считалось оскорбительным для написанного на иконе святого
образа. Потому иконы не «покупали», а «меняли на деньги», стараясь при этом не
торговаться. У Спасской башни предлагали свой товар торговцы книгами. Ближе к
Москва-реке располагался рыбный рынок, а зимой на её льду в изобилии появлялись
выставленные на продажу мясные туши. При желании в Китай-городе можно было
найти священника для совершения каких-нибудь треб (обрядов) у себя дома, нанять
писца для составления необходимого документа или просто подстричься на особом
«Вшивом рынке», где цирюльники оказывали услуги прямо под открытым небом. |