Предыдущая Следующая

Красная площадь была не только самым оживлённым, но и одним из самых живописных мест в Москве. Главным украшением площади был Покровский собор, «что на рву», более известный москвичам как храм Василия Блаженного. Постро­ен он был в середине XVI в. в память о покорении Казани, а в XVII в. нарядно и затейливо украшен. На противоположной стороне площади возвы-

448

 

 

 

 

A. M. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17-го века».

шался другой храм-памятник — Казанский собор, возведённый в честь освобождения Москвы ополче­нием Минина и Пожарского в 1612 г. Вдоль кремлёвской стены стояли в ряд многочисленные деревянные церкви «на крови», отмечая места массовых казней времён Ивана Грозного.

ПРАЗДНИКИ В СТОЛИЦЕ

Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников. Тор­жественный царский выезд, шествие иностранного посольства, возвращение войск из удачного похода привлекали тысячи праздных зрителей. С осо­бенным размахом отмечались церковные праздни­ки — Рождество, Пасха, Богоявление, Преображе­ние, Успение. В такие дни неумолчно гудели коло­кола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Щедрую ми­лостыню получали многочисленные московские нищие. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яр-

кие карнавалы с ряжеными, показывали свое ис­кусство преследуемые властями скоморохи, вызы­вали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память свя­того, которому была посвящена церковь. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал «престол» (престоль­ный праздник), благодаря чему появилась посло­вица: «В Москве каждый день — праздник!»

РАСЦВЕТ МОСКВЫ

В неспокойном, «бунташном» XVII веке, не­смотря на все бедствия и напасти, Москва пережи­вала время своего расцвета. Как только миновали тревожные годы страшной Смуты, москвичи на­чали быстро перестраивать и украшать свой город. Рядом с деревянными появился первый каменный мост через Москва-реку. Строились новые церк­ви — они были более причудливых форм, чем

Теремной дворец в Кремле. XVII в.

ранее, и часто напоминали сказочные терема, отра­жая вкусы богатейших московских купцов и дво­рян. Над башнями московского Кремля появились затейливые шатры, а внутри его стен выросли новые здания — царский Теремной дворец, палаты патриарха, здание приказов.

Один греческий монах, посетивший Москву в конце XVII в., писал: «Город виден за 15 вёрст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом». На

стороннего наблюдателя Москва производила впе­чатление не только красивого, но и богатого города. Барон Августин Майерберг, побывавший в Москве в 1661 г., восклицал: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире, хоть бы и с лучшим климатом, с плодороднейшими пашнями, с обильнейшими земными дарами или с более промышленным духом жителей».

ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ СИБИРИ В XVII ВЕКЕ

В XVI в. невиданная дотоле страсть к путе­шествиям охватила половину Европы. Испа­ния, Португалия, Англия, Голландия заня­лись хлопотной и рискованной подготовкой много­численных экспедиций в Новый Свет — недавно открытую Америку. Десятки тысяч людей поки­дали родную землю и пускались в странствия, на поиски богатства и славы. Презирая лишения и опасности, они стремились устроить свою жизнь в неведомых заморских странах так, как не полу­чалось устроить её у себя на родине. А что же Россия? Неужели не находилось среди русских смелых и предприимчивых людей, готовых добыть счастье в далёких и трудных походах? Таких людей в Московском государстве было достаточно,


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org