Предыдущая Следующая

В XVII в. основную часть населения города — примерно 2/3 жителей — составляли служилые люди «по прибору»: стрельцы, казаки, затинщики, пушкари (см. ст. «Войско Московского государст­ва»). Были среди них и служилые иноземцы, селившиеся в особых слободах. И лишь 20—25% горожан занимались ремеслом и торговлей. При­вилегированную прослойку составляли богатей­шие купцы, объединённые в три корпорации, которые назывались «гости», «гостиная сотня» и «суконная сотня». «Чёрные» же люди, несущие государево «тягло» (налоги и повинности), дели­лись на «сильных» (зажиточных), «середних, которые статочны и прожитком добры», и низшую прослойку — малоимущих (бобылей, подсуседников, захребетников и др.). Население крупных и средних городов жило в сотнях и слободах — административно-территориальных единицах, часто объединявших ремесленников одной спе­циальности, например Кузнецкая, Гончарная или Кожевенная слободы.

УПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ

Главным администратором, управляющим городом, был воевода. Его двор находился в крепости неподалёку от приказной избы — места, где вершились административные и судебные дела. Там же поблизости помещалась и тюрьма. Все эти и другие служебные строения стояли обычно во­круг главного, соборного храма города — камен­ного или деревянного.

Воевод правительство назначало на один-три года. Передача власти старым воеводой новому проходила в городском соборе. Вновь назначенный администратор получал здесь знамя и ключи от города и казны. Затем он переходил в приказную избу и знакомился с подчинёнными, принимал дела, устраивал смотр служилым людям, которые в парадной одежде приветствовали нового воеводу. Воеводство — дело доходное; это и большая честь для дворянина, и сытый «корм» («кормом»

Город Свияжск в XVI в. Реконструкция.

Рисованный план города Луха.

479

 

 

Церкви Ярославля.

 

 

 

 

тогда называли жалованье). Собираясь в дальнюю дорогу, новый воевода получал длинный царский наказ, где перечислялись все его обязанности. Воеводе надлежало «беречь накрепко, чтобы в городе да в уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства». А того, кто в этом провинится, — брать и, «сыскав добро», наказывать. Воевода — высшая инстанция и в решении всех гражданских дел. Более же всего он обязан был заботиться о том, чтобы все до копеечки доходы государевы своевременно до­ставлялись в казну.

Вторым лицом в городе был губной староста, который ведал уголовными делами. Его выбирали городские и уездные дворяне. Губная изба — «резиденция» старосты — также находилась в крепости.

ВНЕШНИЙ ВИД ГОРОДОВ

На торговой площади, как правило, у городского собора и воеводского двора, стояли лавки и амбары посадских людей. Это таможен­ный двор, где хранились образцовые меры и весы для торговцев, собирались таможенные пошлины с привозных товаров — весчее и померное. Тамо­женники следили за правильностью совершения торговых операций, запрещали продажу некото­рых товаров — табака и вина.

Улицы города в сухую погоду клубились пылью, а в дождь и слякоть, покрытые глубокими лужами, сочились зловонной грязью. Из-за не­опрятности улиц русских городов приходилось иногда принимать меры, которые приводили в изумление иностранцев. Так, во время крестных ходов впереди духовенства иногда шли несколько десятков человек с мётлами, расчищая улицы и посыпая их песком.

По кривым, извилистым улочкам можно было дойти и до кружечного двора — единственного заведения в городе, где продавали вино. Винная продажа — дело важное: она составляла одну из главнейших статей дохода казны. По царскому указу 1652 г. запрещалось продавать одному человеку больше одной чарки вина (1/100 часть ведра). Государство строго следило за соблюдением своей монополии на винную торговлю; право торговать водкой и вином жаловали только за большие заслуги или служилым иностранцам. В большие церковные посты и по воскресеньям вино не продавали. Категорически запрещалось прода­вать вино духовенству.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org