В самом раннем древнерусском
законодательном памятнике — «Русской Правде» (X— XIII вв.) —
встречаются термины «пятно», «знамя», аналогичные понятию «печать». Так, здесь
упоминается о княжеском коне, на котором — «пятно»; о «княжеской борти», т. е.
дереве на границе земельных владений с изображённым на нём княжеским «знаменом»
— знаком. Благодаря археологическим находкам стало известно, как выглядели эти
княжеские знаки: ими помечено множество деталей военного снаряжения, ремесленных
изделий. Датировка деревянных цилиндров, обнаруженных в Новгороде, относится к
70-м гг. X в. На них изображены княжеские знаки или надписи «княже». С помощью
особого устройства эти цилиндры, подобно замку, закрывали мешки с пушниной,
различные сосуды, в том числе с серебром. Они использовались в княжеском
обиходе и не только показывали принадлежность вещи князю, но и гарантировали её
сохранность. Таким образом, в ранний период истории Древней Руси печать служила
удостоверением личности. В торговле, финансовых предприятиях печати могли
выполнять роль нормативных знаков, пломб, клейм, предназначенных для запечатывания,
закрытия. В те времена печати ещё не отделились окончательно от различных
знаков собственности. ПЕЧАТИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Постепенно древнерусские
печати приобретают вид булл («шариков»)
— круглых металлических предметов с изображениями на обеих сторонах. В настоящее
время древнейшей подобной печатью считается свинцовая булла князя Святослава
Игоревича (около 945—972 гг.). На обеих сторонах её изображён «знак
Рюриковичей» — трезубец. Разные начертания «знака Рюриковичей» встречаются на
свинцовых княжеских буллах потомков Владимира Святого и на первых русских
монетах этого князя — златниках и сребрениках (см. ст. «Русская нумизматика»).
Печати древнерусских князей X — первой половины XI вв.
историки называют «буллами архаической (древнейшей. — Прим. ред.) традиции». С развитием письменности на
Руси роль печатей усложняется. Теперь они скрепляют документ: иногда просто
запечатывая, закрывая его (например, какое-либо письмо, послание), а иногда —
утверждая, узаконивая содержание документа, к которому приложены. Печати
заменяют подписи Печать князя Изяслава
Ярославича. XI в. князей, выдававших жалованные
грамоты, заключавших договоры с другими князьями или государствами. Печать,
скрепляющая документ, выступала в своём основном назначении, которое она не
утратила до сегодняшнего дня: удостоверение юридической силы документа,
подтверждение его подлинности. В этом качестве печати изучает
вспомогательная историческая дисциплина — сфрагистика (от
греч. «сфрагис» — «печать»), или
сигиллография (от лат. sigillum —
«печать»). Печатями в сфрагистике называют как матрицы (штемпели, формы),
которые раньше изготавливались из твёрдого материала — камня, металла, кости (в
настоящее время для этого служит мягкий материал, обычно резина), так и оттиски
матриц на металле, воске, сургуче или бумаге. По способу скрепления документа
исследователи разделяют печати на две группы. Одну из них составляют вислые печати. Оттиснутые специальными щипцами —
буллотириями, они привешивались к документу на кожаных ремешках, шнурах, шёлковых
нитях. Вторая группа печатей — прикладные, оттиснутые
самыми различными штампами, в том числе перстнями-печатками. На протяжении почти пяти
столетий на Руси употреблялись вислые металлические печати — свинцовые
(моливдовулы), серебряные (аргировулы), золотые или серебряные позолоченные
(хрисовулы). Образцом для них служили печати Византии, с которой Русь имела
тесные торговые, политические, культурные и духовные связи. Вслед за «буллами
архаической традиции» в середине XI в. возникают княжеские
печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался
святой, а на другой — греческая благопожелательная надпись: «Господи, помози
(т. е. помоги. — Прим. ред.) рабу твоему
(такому-то)». Подобными печатями пользовался, например, Владимир Всеволодович
Мономах. На его буллах изображён Святой Василий Кесарийский, именем которого
был наречён при крещении Владимир Мономах. В греческой надписи на оборотной
стороне печати он величается: «архонт (т. е. князь. — Прим. ред.) России»,
«благороднейший». |