Предыдущая Следующая

В течение XIVXV вв. металлические буллы вытесняются восковыми вислыми и прикладными печатями. На них (за исключением печатей церковных иерархов) появляется уже светское изображение, а также круговая легенда (надпись, расположенная вокруг изображения) с указанием не только имени, но и «должности» владельца. Среди московских князей восковую печать начал использовать в середине XIV в. Семён Иванович Гордый.

Подобные печати, находившие при­менение в различных государственных службах, учреждениях и среди долж­ностных лиц, в течение XV в. практически заменяют свинцовую печать. Это связано как с дешевизной воска по сравнению с металлом, так и с заменой прочного пергамента на бумагу, которая, конечно же, не могла выдержать вес свинца.

После отказа от византийской традиции исполь­зования металлических булл постепенно изме­няются и изображения на русских печатях. Князья начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, обычно вставленные в металлический ободок. Как правило, геммы были античного или западноевропейского происхож­дения, хотя и местных подражаний встречалось немало. Античный сюжет лежит, например, в основе изображения на печати Василия Василье­вича (Василия II), которой скреплено большинство жалованных и договорных грамот великого князя. Это так называемый «Аполлон на колеснице». На печати изображена квадрига Солнца, или колесни­ца Аполлона-Солнца, светоносного бога, посылаю­щего на врагов лучи-стрелы. Человек, голову которого украшает венец из лучей, в правой руке действительно держит нечто похожее на пучок стрел, а в левой — круглый предмет, возможно шар-солнце.

ПЕЧАТИ

МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВА

В последние годы жизни Ва­силий II пользовался другой печатью, которая затем пе­решла к его сыну Ивану III. Речь идёт о восьмигранной гемме с изображением льва, терзающего змею. Печать отца (естественно, изменив имя её владельца) великий князь москов-

Печати Александра Невского и Новгородской республики.

29

 

 

 

ский Иван III использовал на протя­жении четверти века. Но когда встал вопрос о создании общегосударствен­ной печати, объединитель русских земель выбрал для неё другие эмблемы, более соответствовав­шие историческому моменту: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьём драко­на, на оборотной — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой вислой красновосковой печати прекрасно сохранился до наших дней при грамоте 1497 г. (см. ст. «История государствен­ного герба России»). Правители Московского госу­дарства пользовались ею на протяжении XVIXVIII столетий.

Внук Ивана III — Иван Васильевич Грозный — для скрепления государственных актов и личных посланий имел в своём распоряжении самые разнообразные печати. При нём изменилась компо­зиция государственной печати: всадник, пора­жающий копьём дракона, разместился на груди двуглавого орла. Грамоты, отправляемые за рубеж, например к шведскому или датскому королю, снабжались большой печатью, на которой вокруг двуглавого орла располагались 24 эмблемы-печати земель, царств и княжеств, входивших в состав Московского государства. На оборотной стороне вместо всадника на груди орла помещался едино­рог.   Это   мифическое   животное   встречается   на многих печатях Ивана IV в качестве знака силы и могущества.

Постепенный рост территории Московского государства повлёк за собой укрепление органов власти, создание центрального и местного ад­министративного аппарата, увеличение количест­ва документации. Ранее княжескую или царскую печать хранил один человек — печатник. Напри­мер, печати Ивана Грозного «курировал» дьяк Посольского приказа Иван Висковатый. А в самом начале XVII в. возник специальный Печатный приказ. За приложение печати к грамотам брали пошлину. Об этом сообщают статьи законо­дательных памятников, например Судебников 1497 и 1550 гг., которые устанавливали порядок использования различных ведомственных и госу­дарственных печатей.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org