Предыдущая Следующая

В первые десятилетия история Петербурга была самым тесным образом связана с ходом Северной войны. Решающую роль в судьбе города-крепости сыграл разгром шведской армии под Полтавой 27 июня 1709 г. В военном соперничестве двух стран наступил перелом в пользу России, вопрос о возвращении невских земель был решён окон­чательно.

СТОЛИЦА ИМПЕРИИ

1710 год принёс Рос­сии военные успехи в Прибалтике. В июне капитулировал Выборг, после взятия которого, по выражению Петра, «Санкт-Питербурху конечное безопасение полу­чено». В июле сдалась Рига, в сентябре — Ревель (Таллинн). Теперь стало возможным осуществить давний план царя — перенести в «град Петров» столицу Российского государства.

С 1712 г. в новый город постепенно переехали центральные правительственные учреждения (се­нат, приказы, заменённые в 1718 г. коллегиями), царская семья и двор, дипломатический корпус; сюда были переведены гвардейские полки и учебные заведения.

Однако само заселение столицы шло с трудом: сказывались дороговизна и неустроенность жизни, «гиблый» климат тех мест. Поэтому в 1712 г. сенат предписал дворянам, список которых насчитывал более 1200 человек, переехать «на вечное житьё» на берега Невы. Списки на принудительное переселение были составлены также для лиц купеческого сословия и ремесленников. В 1713 г. последовал указ «царедворцам и прочих чинов людям» строить в Петербурге дома. Недовольство и ропот — «Быть Петербургу пусту!» — со­провождали заселение северного «парадиза» (рая). Впрочем, точный экономический расчёт и пра­вительственные льготы купцам и ремесленникам постепенно сделали своё дело. К концу царство­вания Петра I население Петербурга составило около 40 тыс. человек, или 1/8 часть всего городского населения России.

С перенесением столицы в Санкт-Петербург начиналась новая глава в истории его застройки. Войдя после блистательных военных побед в европейскую политику, победитель Карла XII собирался строить отношения с правящими до­мами Европы на равных. Но для этого Петру I было необходимо представлять в качестве монарха не самобытную (а следовательно, по мнению Европы, «варварскую» и «нецивилизованную») Московию, а государство с европейскими нормами общения, устройства придворной жизни, армии, управ­ления. Облик новой просвещённой России должен

518

 

 

 

был создать удивительный, поднимающийся «из тьмы лесов и топи блат (болот — Прим. ред.)» европеизированный Петербург.

Политический расчёт царя тонко учитывал и архитектурную моду эпохи, и то отношение к зодчеству и градостроительству, которое было выработано при влиятельных дворах Европы. «Только архитектура может увековечить великие деяния нашего государства», — писал один из ведущих архитекторов Людовика XIV Франсуа Блондель. При этом речь шла не об архитектуре вообще, а об архитектурном искусстве нового времени, основанном на точных, математически выверенных пропорциях в сочетании с сим­метрией. Во всём должны были присутствовать человеческий разум и математика. Средневековые города с их естественно разросшейся застройкой, искривлёнными и неравной длины улицами стали считаться безобразными. Разрабатываются проек­ты образцовых, «регулярных» городов. Идеальный город, каким его представляли во второй половине XVII — начале XVIII вв., имел общий план, выдержанные в строгих пропорциях прямые улицы, кварталы, площади, законченные архитек­турно-пространственные композиции городских ансамблей.

Именно такой город и задумал создать на берегах Невы Пётр I. С 1710 г. он сам вплотную занимается строительством новой столицы. На европейский манер начинают возводиться царские резиденции. В 1710—1711 гг. на Адмиралтейском острове появляется первый каменный Зимний дворец, или Зимний дом. Постройка не удовлет­воряет Петра. В 1716—1719 гг. архитектором Г.И. Маттарнови на месте Эрмитажного театра возводится второй Зимний дворец. Скромное для царской резиденции здание имело два этажа и высокое крыльцо в центре.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org