Предыдущая Следующая

Небольшими размерами отличался и Летний дворец царя, уютно расположившийся на берегу Невы в том месте, где берёт начало река Фонтанка. Здание было возведено в 1710—1714 гг. по проекту главного архитектора города Доменико Трезини.

Рядом с дворцом радовал глаз подстриженными деревьями и кустами, благоухал выписанными из Европы цветами Летний сад. Заложенный в 1704 г., «царский огород» имел по моде той эпохи строгую геометрическую планировку аллей; в нём были множество фонтанов и размещённая под открытым небом коллекция итальянских мра­морных статуй. Здесь же находились птичник и грот с заморскими раковинами.

По отзывам иностранцев, обе царские рези­денции не отличались большой пышностью и напоминали дворцы русских вельмож. Контрастом по отношению к ним выглядела роскошная усадьба на Васильевском острове, принадлежавшая петер­бургскому губернатору, фельдмаршалу и свет­лейшему князю А.Д. Меншикову. Высокие камен­ные палаты для «полудержавного властелина» возвёл итальянский архитектор Джованни Марио Фонтана.

Летний дворец в Санкт-Петербурге.

Не придавая большого значения представи­тельности своих дворцов в самом Петербурге, Пётр I всё внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загород­ных резиденций в Стрельне и знаменитом Петер­гофе (Петродворце). Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроек­тировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж. Б. А. Леблон, Б. К. Растрелли.

Дневники и переписка царя свидетельствуют, что он придирчиво изучал проекты, сам выбирал места для своих дворцов, а также церквей, мануфактур, улиц, площадей и садов. Более того, он даже ставил вопрос о планировке отдельных районов города и генеральном плане Петербурга.

Особое внимание уделялось строительству част­ных домов. В 1714 г. Трезини разработал про­екты «образцовых» домов для состоятельных жи­телей. Возведение зданий по образцовым, ти­повым проектам — характерная особенность Пе­тербурга, определившая облик массовой застройки города.

В 10-х гг. XVIII в. в Петербурге в приказном порядке было введено строительство из камня. В связи с этим царским указом в течение нескольких лет запрещалось каменное строительство по всей стране. Тем, кто был недостаточно богат, чтобы строить из камня, предписывалось возводить дома мазанковые. (Мазанки — широко распространён­ные в Северной Европе оштукатуренные и побелён­ные дома, которые снаружи расписывались «под кирпич», что создавало иллюзию каменной по­стройки.)

При Петре I недалеко от Санкт-Петербурга был основан Петергоф, на протяжении XVIII в. превратившийся в блестящий дворцовый комплекс. В Петровскую эпоху в Петергофе было построено всего лишь несколько скромных дворцов-павильонов.

В 1718 г. в Петербурге, как и в других европейских столицах, появились уличные фо­нари, заправлявшиеся конопляным маслом. Пер­воначально они освещали только окрестности Зимнего дворца и Адмиралтейства.

Как и положено городу с «правильно» организо­ванной жизнью, с 1718 г. в Петербурге начала работать городская полиция — специальная служ­ба, ведавшая безопасностью горожан, порядком на улицах, следившая за соблюдением правил за­стройки, чистотой улиц и рынков.

В 1715 г. начался новый этап в застройке города. Внимание царя привлёк Васильевский остров. Возникла идея строительства здесь «регу­лярного» города с новым административным, религиозным, торговым и культурным центром.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org