Предыдущая Следующая

Гардемарин, матрос и солдат времён Петра I.

 502

 

 

в ходе Северной войны из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения в возрасте постоянно изменялись). Рекрутские наборы тяж­ким бременем легли прежде всего на русскую деревню. Срок службы практически не был определён, и человек, отправленный в армию, не надеялся на возвращение к обычной жизни. Однако огромная армия, численность которой к концу царствования Петра I достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне.

Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

•создание сильной регулярной армии, способ­ной воевать с основными противниками России и побеждать их;

•появление целой плеяды талантливых пол­ководцев (Меншиков, Шереметев, Апрак­син, Брюс и др.);

•создание мощного военно-морского флота — почти что из ничего;

• небывалый рост военных расходов и как следствие — покрытие их за счёт жесточай­шего выжимания средств из простого народа.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

« Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно цени­ли и всю эту деятельность», — писал историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы админист­ративно-государственных преобразований у Пет­ра I не было. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении Рос­сии, организации государственного аппарата дик­товались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачи­вание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде все­го — на войну (сам император называл деньги «артериею войны»). Бессистемность и спешка час­то приводили к путанице: не успевало войти в жизнь какое-либо установление, как через не­сколько лет оно уже заменялось другим или сво­дилось на нет непрекращавшимися переменами в учреждениях, близких по своим функциям. Мно­гие гражданские, военные и придворные должнос­ти поменяли старинные русские названия на евро­пейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра I стали изменяться стиль и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Одним из глав­ных его советников был князь Ф.Ю. Ромодановский. Этот жестокий человек (по словам совре­менника, «злой тиран, пьяный по вся дни») являлся всесильным правителем Преображенского приказа — учреждения, следившего за выполнением административных, следственных и карательных задач.

Первой административной реформой стало со­здание в 1699 г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для го­родского купечества, а также населения по­морских (северных) городов. Власть воевод от­менялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казённых денежных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена Московская ра­туша, выбираемая столичным купечеством. В её ведении находились главные поступления госу­дарственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий бояри­на Шереметева А.А. Курбатов.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править», а затем и к решению перенести центр тяжести управления на места. Помимо финансовых нужд это дикто­валось также и потребностями армии. По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться рас­квартированием войск (т. е. их размещением и обеспечением в мирных условиях). Практическое осуществление реформы началось в конце 1707 г. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (впо­следствии — Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. В его подчинении были вице-губер­натор (заместитель), ландрихтер, ведавший су­дом, провиантмейстеры для сбора хлебных до­ходов, другие назначаемые государством чинов­ники. Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам (так с 1710 г. стали именоваться воеводы), а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губерн­ское учреждение.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org