Предыдущая Следующая

Принятие Духовного регламента означало ло­гическое завершение церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из пред­ставителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены импе­ратором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо — обер-прокурор. В дальнейшем Святейший синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.

506

 

 

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ,

НАУКИ И БЫТА

Процесс европеи­зации России по­лучил, пожалуй, самое яркое во­площение в культурных преобразованиях Петров­ского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.

Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени Петровских преобразований, появились гораздо раньше — в XVII, а то и XVI вв. В 1630—1670 гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде всего — западно­европейскими. В Россию проникают европейские культурные традиции («Ох, ох, Русь, что-то захотелось тебе немецких поступков и обыча­ев», — ещё в 70-е гг. XVII в. сетовал протопоп Аввакум). Даже знаменитое бритьё бород уходит корнями в эпоху Московского государства. Так, в середине XVII в. среди высших слоев русского общества распространилось брадобритие по поль­скому образцу, с которым отчаянно, но безуспешно боролись «ревнители православного благочестия». Новые веяния появились и в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую кампанию по уничтожению икон, писанных «по фряжскому» (т. е. иностранному, реалистическому) образцу.

К XVII в. относится и открытие первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-ла­тинской академии, 1687 г.), а также первого театра (придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого пастора И.-Г. Гре­гори, 1672 г.). Но дело не только в этом. Можно согласиться с мнением историка В. Я. Уланова: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в её широких куль­турно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа».

Москва. Вид на Сухареву башню,

в которой находилась навигационная школа.

башне, под руководством профессора Абердинского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге во главе с тем же Форварсоном). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики...» (1703 г.) — знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и пред­ставителям других сословий.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org