Предыдущая Следующая

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петров­ских реформ. «Все эти преобразования, непре­рывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени», — писал известный российский историк В.Я. Уланов.

ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Пра­вославной церкви были весьма прочными: она со­хранила административную, финансовую и судеб­ную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675—1690 гг.) и Адриан (1690—1700 гг.) проводили политику, на-

Золотой, осыпанный алмазами нагрудный знак с изображением Петра I. Его использовали как награду.

505

 

 

Н. В. Неврев. «Пётр I в иноземном наряде».

правленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «анти­церковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиоз­ных церемониях и уже не столь регулярно общает­ся с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первона­чально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение об­ширных государственных программ, прежде все­го — на строительство флота. Церковные иерар­хи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом от­ношении. Разделяя новейшие европейские взгля­ды, царь хотел сделать церковь орудием про­свещения, а заодно — лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчи­нить своей власти.

После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущест­ва Патриаршего дома. Воспользовавшись выявлен­ными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место­блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был возведён не какой-либо русский церковный дея­тель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое вре­мя существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собствен­ностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.

Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общест­ва, Пётр повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в Монастырский приказ. Впослед­ствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Пётр прямо назвал монахов тунеядцами, отлыниваю­щими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают.

Новые отношения между церковью и госу­дарством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Фео­фан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение пат­риаршества и учреждение для управления цер­ковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Совре­менник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх». Естественно, что после столь убедительного довода ни о каком сопротивлении со стороны церкви не могло быть и речи.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org